Установка мотора на лодку: пошаговые рекомендации специалистов

Содержание

Правильная установка лодочного мотора на лодку ПВХ

Установка мотора на лодку: пошаговые рекомендации специалистов

Как правильно установить подвесной мотор на лодку ПВХ?

Установка лодочного мотора на лодку ПВХ – это крайне важный процесс в эксплуатации этого удобного водного средства передвижения. От того, насколько правильно был установлен двигатель на ваше судно, будет зависеть в целом его работа. Ведь современный подвесной мотор отличается именно тем, что его легко и быстро можно устанавливать и демонтировать – но делать это умеючи.

 Загрузка …

В случае, если установка лодочного мотора была произведена не совсем корректно, лодка может работать с перебоями, ее даже может в каком-то смысле штормить из стороны в сторону. И, конечно, самым плохим исходом может стать авария.

Правильная установка лодочного мотора

Поэтому всегда стоит разумно подходить к эксплуатации лодки и мотора и изучать материалы, как правильно установить лодочный мотор. Наверное, это даже в большей степени относится к лодкам ПВХ, потому что они имеют свою довольно хрупкую конструкцию, если ее сравнивать с жесткими лодками. Поэтому стоит на зубок устанавливать мотор на подобные маломерные суда.

Важность соблюдения правил установки подвесного лодочного мотора

Почему так важно правильно установить лодочный мотор? Это не чья-то прихоть, что двигатель должен быть очень тщательно прикреплен к плавательному средству – таков стандарт безопасности. Также есть и другие важные нюансы в установки лодочного мотора к плавательному средству:

  1. если вы не совсем верно присоединили свой лодочный мотор, в таком случае может произойти даже произвольное отсоединение подвесного агрегата, которое может понести за собой определенные аварийные ситуации. Ваше маломерное судно может потерять свое направление. То есть вы будете стараться выруливать в одну сторону, а лодка будет упрямо клониться в совершенно другом направлении;
  2. также неправильная установка мотора на транец плавательного средства может повлечь за собой работу этого двигателя не в полную свою силу. Чаще всего наблюдаются заниженные обороты вашего подвесного мотора;
  3. можно ожидать и такое последствие, как чрезмерный расход горючего или даже падение лодочного агрегата в воду. Помните, что когда вы находитесь еще только на стадии подбора для себя подвесного лодочного мотора, то важно обращать свое внимание на допустимый показатель мощности лодочного двигателя. Этот параметр всегда будет отражен в инструкции к подвесному агрегату, и ни в коем случае не стоит пренебрегать этими данными;

Рекомендуем прочитать: Разновидности масел для редуктора лодочного мотора

  1. очень многое зависит от того, какой именно лодочный мотор и какого бренда вы приобретаете. Но в целом приведенные данные касаются всех агрегатов для лодок. Кроме того, в комплект, который есть у каждого лодочного мотора, обычно входят еще и специальный крепеж, инструменты и инструкция по правильной эксплуатации вашего лодочного агрегата. Там обычно есть все правильные действия, которые стоит выполнять для установки подвесного двигателя;
  2. изготовители надувных лодок, как правило, наносят на транцы своих плавательных средств специальную разметку для крепления. На первый взгляд, кажется, что осталось лишь поставить лодочный мотор на свою лодку, но в реальности у лодочников случаются непредвиденные ситуации. Бывает, что совершенно одинаковые лодки, одного производителя, с одинаково установленными лодочными подвесниками по-разному ведут себя в воде. Все достаточно индивидуально, и порой мало следовать одной инструкции, надо знать больше реальных рекомендаций по правильной установке лодочного двигателя на резиновую лодку.

Некоторые хитрости установки лодочного мотора для его наиболее эффективной работы

Исходя из того, что установка мотора – это в крайней степени важное и ответственное занятие, нужно изучать то, как именно нужно правильно устанавливать свой агрегат:

  • важно выполнить определенный предварительный этап перед тем, как вы будете устанавливать ваш лодочный двигатель на лодку пвх. Важно помнить, что перед тем, как вы установите и начнете эксплуатировать свой подвесной лодочный мотор, нужно застраховать этот агрегат от падения в водное пространство. Для этого нужно будет прикрепить его надежным небольшим тросом к рым-болту или к транспортировочной ручке;
  • затем нужно будет установить ваш лодочный мотор по осевой линии вашей резиновой лодки. Нужно обязательно очень хорошо проверить все крепления и крепко-накрепко их затянуть;
  • дальнейший ход действий предполагает расположение выхлопного отверстия под правильным углом – оно должно быть прямо над поверхностью воды. Такие показатели, как плавучесть и устойчивость вашей надувной лодки пвх должны быть с самой максимальной загрузкой плавательного средства;
  • если говорить про дифферент вашей лодки пвх, то есть определенный угол, который находится между килевой линией и поверхностью воды, то его самая оптимальная величина в данном случае – это примерно 3-5 градусов. Старайтесь скрупулезно подходить ко всем этим величинам и углам. Они достаточно сильно влияют на те или иные обстоятельства, которые после влияют на работу вашей резиновой лодки;
  • очень важно учитывать и такой показатель, как угол между осью винта и так называемой ватерлинией. Чем меньше будет данный угол, тем это более выгодно для расхода показателя горючего. И будет ниже такой показатель, как сопротивление воды к вашему плавательному средству передвижения. Важна высота положения всего лодочного мотора. Это показатель между антикавитационной пластиной и всем днищем вашей лодки. Он должен равняться примерно 0-25 миллиметрам.

Рекомендуем прочитать: Особенности эксплуатации лодочных моторов Штиль

Если была произведена правильная установка лодочного мотора на лодку пвх, то, конечно же, впоследствии это станет ясно. Начинайте движение по воде. Лучше всего делать это на совсем небольшой скорости. Затем старайтесь добавлять газ. Если вдруг наблюдается ухудшение каких-либо показателей лодки, то лучше остановить свою лодку.

Например, может наблюдаться ухудшение устойчивости или управляемости всем плавательным средством передвижения. Если вы остановитесь, то сможете сбалансировать свою лодку за счет перераспределения груза в ней или же отрегулировать угол наклона всего дифферента или двигателя.

Известно, что если у вас чересчур глубокое погружение такой детали, как винт, тогда может падать вся мощность лодочного мотора.

Это происходит из-за такого явления, как рост противодавления воды на выхлопе и увеличение его сопротивления к той части судна, которая находится под водой.

В данной ситуации наладить правильную установку лодочного мотора могут так называемые регулировочные лодочные пластины.

Если же ваш лодочный мотор был установлен не под тем углом- слишком завышено, тогда винт этого агрегата будет просто-напросто захватывать воздух.

Именно поэтому будет снижаться величина скорости движения всего плавательного средства передвижения.

Кроме того, может произойти кавитационный износ лодочных лопастей и может быть чрезмерное закаливание поршней из-за сильного перегрева вашего лодочного двигателя.

Лучше всего сместить центр тяжести лодки в данной ситуации, переместив его к корме. Также нужно будет изменить угол наклона на вашей лодке ПВХ. Если все это не поможет, тогда вам нужно будет возить с собой дополнительные грузы.

Как “подогнать” мотор под лодку. How to fit the motor under the boat

Источник: https://portovoy.ru/motory/kak-pravilno-ustanovit-podvesnoj-motor-na-lodku-pvh.html

Установка мотора на лодку

Установка мотора на лодку: пошаговые рекомендации специалистов

— Статьи о лодках и лодочных моторах

Для того чтобы мотор функционировал наиболее эффективным образом, при установке следует взять во внимание значения таких двух показателей, как размещение антикавитационной плиты относительно дна плавательного транспорта и угол, под которым мотор наклоняется. Антикавитационная плита должна находиться ниже уровня дна на высоте от 5 до 15 миллиметров.

Если же этот элемент механизма будет размещен на уровне днища лодки или же возвышаться над ним, то при движении лодки лопасти винта будут подвергаться воздействию пузырьков воздуха и водяных вихрей. Эти явления будут неизбежно проявлять себя от взаимодействия обшивки транспорта и поверхности воды.

Фактически, плита является барьером, который призван уберечь механизм от этих проявлений.

Как правильно выбрать мотор?

При подборе подвесного мотора следует уделить внимание таким параметрам:

  • допустимый разброс мощности;
  • данные о допустимой мощности;
  • объективная высота, которой располагает транец судна.

Знание этих показателей позволит подойти к установке с технологической стороны, что существенно упростит задачу.

Правильная установка эхолота также поможет избежать быстрого выведения механизма из строя.

Кавитация, возникающая от трения обшивки лодки и поверхности воды, также мешает чувствительности эхолота по причине рассеивания сигнала. Во избежание помех, нужно взять в расчет материал корпуса.

Лучшим вариантом будет расположить эхолот таким образом, чтобы иметь возможность калибровать его по ходу передвижения.

Важно знать, что степень кавитации при установке двигателя на надувную, пластиковую или же резиновую лодку будет разниться.

Чаще всего на рынке можно встретить моторы от следующих производителей:

  1. «Ямаха». Данная компания представляет широкий выбор моторов, которые разнятся по количеству тактов, выработки ресурса и работе на любых видах оборотов.

    Моторы «Ямаха» подходят как для классических представителей на рынке плавательного транспорта (к примеру, лодке «Прогресс»), так и для более эклектичных лодок.

  2. Установка электрического Motorguide поможет решить такие проблемы, традиционные для бензиновых двигателей, как высокий уровень шума и дерганый ритм движения. Кроме того, они стоят сравнительно недорого.

  3. «Марлин» сегодня пользуется популярностью среди производителей лодок. Его можно встретить на таких видах моторных лодок, как «Апачи 3300» или «Аляска 3300К». Двухтактные моторы «Марлин» хорошо справляются с поставленными задачами при установке на любую лодку, будь то автобот или же ПВХ-лодки.

Пренебрежение правилами установки мотора на лодку может стать причиной следующих последствий:

  • слабое крепление может привести к отсоединению во время движения;
  • схождению с маршрута;
  • понижению амплитуды оборотов;
  • перерасходу энергетических ресурсов;
  • потере мотора.

Для безопасного подъема двигателя на нужный уровень в ходе осуществления установки нужно воспользоваться инструментом, который называется гусак.

В свою очередь, чтобы надежно закрепить тросы, используемые для подъема, нужно использовать рым-болты соответствующих параметров.

Установка мотора на лодку проходит в следующие три этапа:

  • закладывание в отверстия для креплений герметика на силиконовой основе, который выступит связующим звеном элементов в конструкции;
  • непосредственная установка мотора в хвостовом отделе плавательного средства;
  • закрепление при помощи соответствующих элементов.

Положение мотора относительно лодки зависит от таких факторов:

  • конструкционные особенности лодки;
  • технические характеристики механизма мотора;
  • характеристики гребного винта, используемого в лодке;
  • эксплуатационные характеристики судна.

Мотор должен располагаться перпендикулярно поверхности воды.

Если же угол, под которым находится механизм на скоростном движении, был выставлен неправильно, это приведет к искажению положения лодки относительно поверхности воды.

Определить степень правильности установки мотора можно при помощи обычной линейки или же другого ровного объекта. Для этого нужно приложить линейку к плите мотора и оценить размеры возникших зазоров между дном и измерительным предметом. Необходимо, чтобы плита находилась параллельно днищу лодки.

Установка мотора на лодку ПВХ

При выборе способа установки мотора, следует брать в расчет габаритность лодки. Установка мотора на транец путем навешивания может быть использована для небольших судов по причине эргономичности.

Если же с килем ситуация выглядит таким образом, что он проходит до самого транца, то также может возникнуть процесс кавитации.

В таком случае, килю необходимо придать соответствующую форму, которая позволила бы этого избежать.

Средняя высота транца варьируется от 320 до 420 миллиметров. При таких показателях, высота борта, находящегося над водой в этой зоне, составляет вдвое меньше.

Это может привести к тому, что транец будет попросту неспособен справиться с внезапным возникновением волн.

Во избежание подобных ситуаций на транце закладывается переборка, способная нормализовать высоту двигателя по отношению к борту.

Для небольших плавательных средств также может подойти такой мотор, как «Тохатсу 9.8».

На рынке они представлены как двухтактными, так и четырехтактными моделями и наилучшим образом подходят для моторных лодок длиной, не превышающей 5 метров и грузоподъемность которых составляет не более двухсот килограммов. Мотор также выделяет низкий расход топлива и легкий вес, улучшающий транспортировку.

Использование водометного двигателя в среде речного транспорта считается довольно функциональным решением. Преимущества у водометного двигателя следующие:

  1. Отсутствие винта. Вне зависимости от степени проявления кавитации, у водометных двигателей нет деталей, которые могут пострадать от пузырьков воздуха.
  2. Движущиеся элементы надежно защищены от механических повреждений, которые могут возникнуть в ходе заплывов по территориям с мелким уровнем воды.
  3. Из-за отсутствия винта при путешествиях по диким местам двигателю не угрожают водные растения или чужеродные элементы, скрывающиеся в воде.

Наилучшим образом водометные двигатели подходят для таких ландшафтов:

  • с небольшой глубиной;
  • с большим количеством отмелей, по которыми необходимо перекатываться;
  • на участках, заросших водными растениями.

При подборе гребного винта для лодки нужно рассчитать, с какой частотой будет проходить вращение при условиях полной загруженности судна. Частое использование мотора на высоких оборотах коленчатого вала в конечном итоге приведет к неисправностям.

Среди специалистов считается, что хорошим винтом считается тот, который может развить допустимое количество оборотов в условиях загруженности судна более, чем наполовину. Если же обозначенное количество оборотов двигатель выдает при частичной загрузке транспорта, то при больших нагрузках он начнет троить.

Правильная установка мотора на лодку

На транце лодки можно сделать кронштейн, который также поможет удержать двигатель. Это отразится на маневренности транспорта в условиях ограниченного пространства, однако изготовление кроншейна гораздо проще на деле, чем монтирование целой ниши под самим корпусом мотора. Угол наклона мотора в такой ситуации по отношению к вертикали должен составить около 5-7 градусов.

Использование кронштейна также возможно для габаритных лодок, поскольку сама конструкция предоставляет возможности для дополнительной откалибровки положения двигателя по мере движения.

Подвесной мотор также может быть установлен внутри самого корпуса лодки в соответствующем колодце. Данный способ комплектации следует применять в случаях, когда в силу объективных причин размещение механизма на транце невозможно. При таком положении мотор также проще ремонтировать.

Вернуться к списку публикаций

Источник: https://pitermotors.ru/blogs/blog/ustanovka-motora-na-lodku

Правильная установка лодочного мотора на транец

Установка мотора на лодку: пошаговые рекомендации специалистов

К установке лодочного мотора нужно относиться с полной ответственностью, учитывая, что от этого зависит не только эксплуатационный срок самого механизма, но и безопасность находящихся в плавсредстве пассажиров.

Для соблюдения этого условия пригодятся пошаговые рекомендации специалистов.

Важные моменты при выборе

Несоблюдение правил установки подвесного мотора может спровоцировать следующие неприятные ситуации:

  • самопроизвольное отсоединение подвесного мотора;
  • отклонение судна от выбранного направления;
  • работа мотора не в полную силу (заниженные обороты);
  • чрезмерный расход топлива;
  • падение мотора в воду.

При выборе подвесного мотора необходимо обратить внимание:

  1. На значение допустимой мощности двигателя – такие данные содержатся в прилагаемой к водному судну документации, согласно которой и применяются лодочные моторы.
  2. На действительную высоту транца судна.
  3. На допустимый диапазон мощности – этот параметр также указывается в документации и им не стоит пренебрегать перед покупкой конкретной модели подвесного мотора.

Расположение подвесного мотора

Первый этап установки подвесного мотора заключается в размещении его на корме с соблюдением симметричности по отношению к бортам плавсредства.

Расположение по высоте:

  1. Рекомендуемый уровень размещения антикавитационной пластины составляет 0-50 мм ниже самого днища лодки.
  2. Следует знать, что уровень установки мотора должен выбираться с учетом действительного назначения данного судна, а также типа его корпуса. Именно поэтому необходимо строго придерживаться указанных рекомендаций производителей водных судов, которые в обязательном порядке описываются в прилагаемых документах.
  3. Рекомендуемая глубина расположения антикавитационной пластины составляет минимум 100 мм по отношению к поверхности воды. Иначе произойдет нехватка воды, поступающей через насос в систему охлаждения, а это уже перегрев подвесного мотора и последующие за этим неисправности.
  4. Если установка двигателя была осуществлена слишком низко, что недопустимо, это может привести к различным механическим повреждениям.
  5. При максимальной нагрузке на водное судно следует опустить мотор полностью и заглушить. По завершении рекомендуется проверить, где оказалось выпускное отверстие холостого хода. Безопасной дистанцией считается 150 мм и больше по отношению к уровню воды.

Установка подвесного двигателя

Прежде всего нужно понимать, что все действия, направленные на крепление различных конструкторских элементов, должны быть произведены максимально надежно. В противном случае подвесной мотор может отсоединиться.

Чтобы безопасно поднять подвесной двигатель для последующей установки, рекомендуется воспользоваться так называемым гусем, а для фиксации подъемных тросов применить рым-болты соответствующего назначения.

Конечно, используемое значение в этом случае выступает как ориентировочная информация, поскольку действительный момент затяжки гаек может существенно отличаться в зависимости от материала корпуса конкретного плавсредства.

Основными этапами установки мотора на лодку являются:

  • заложение в крепежные отверстия мотора силиконового герметика;
  • установка мотора на заднюю часть плавсредства;
  • крепление лодочного мотора в нужном месте с помощью специальных крепежных элементов.

Возможные ошибки при установке

Главное, о чем необходимо всегда помнить – это о зависимости оптимального угла наклона от следующих обстоятельств:

  • от индивидуальных конструктивных особенностей данной лодки;
  • от фактических характеристик предполагаемой модели лодочного мотора;
  • от фактических характеристик используемого гребного винта;
  • от фактических условий эксплуатации судна.

В первую очередь нужно произвести регулировочные действия касательно положения мотора: его расположение должно быть перпендикулярно поверхности воды, в этом случае ось гребного винта находится параллельно относительно водной поверхности.

На этом этапе установки следует знать, что если угол наклона лодочного двигателя недостаточен, то происходит существенное увеличение дифферента на носовую часть судна. Визуально это выглядит так, как будто судно стремится занырнуть носом в воду.

После проделанных работ нужно убедиться в правильности избрания действительного угла наклона лодочного мотора на уже установившейся скорости.

Если угол наклона был определен неверно, то такое положение может стать причиной появления чрезмерного дифферента на кормовую часть судна.

Оптимально выбранный угол наклона при установке подвесного мотора позволяет эксплуатировать его на максимально эффективной мощности.

Правила выбора гребного винта

Именно правильно подобранный гребной винт способен создать необходимую частоту вращения коленчатого вала лодочного мотора, но при условии, что дроссельная заслонка открыта полностью и судно максимально загружено. Помимо всего прочего, действительная частота вращения вала мотора зависит от размера гребного винта и технического состояния конкретного судна.

Если лодочный мотор, как и любой другой двигатель, будет эксплуатироваться при завышенных оборотах коленчатого вала, то это в скором времени приведет к негативным последствиям, которые могут сказаться на техническом состоянии мотора, а затем повлечет за собой серьезные неисправности.

Источник: https://brosaem.online/pravilnaja-ustanovka-lodochnogo-motora-na-tranec/

Установка подвесного лодочного мотора на лодку

Установка мотора на лодку: пошаговые рекомендации специалистов

Перед установкой лодочного мотора его нужно доставить к месту установки и нужно доставить соблюдая требования к транспортировке.

Перед тем как транспортировать мотор изучите прилагаемую к нему инструкцию, а так же внимательно осмотрите сам мотор, скорее всего на нём вы найдёте всевозможные наклейки, шилдики и стикеры с информацией в виде таблиц, рисунков или простого текста, которые описывают эти самые требования к транспортировке. Среди них вы скорее всего обнаружите требования к положению мотора при транспортировке. Старайтесь соблюдать эти правила.

Не лишним будет и слить топливо из топливного бака во избежание пролива топлива и его возможного возгорания, да и просто неприятного запаха.

Установка лодочного мотора.

У доминирующего большинства ПЛМ крепления спроектированы по одному принципу. Обычно эти крепления именуются транцевыми скобами. При помощи них к транцу лодки и крепиться мотор.

Особое внимание стоит уделить нескольким важным моментам.

Во-первых, мотор крепиться исключительно по центру лодки, если его закрепить со смещением – это приведёт к снижению управляемости лодки.

Во-вторых, крепёжные элементы должны быть затянуты до упора и время от времени проверяться. Ослабевание крепления может привести к смещению мотора от центра транца судна.

Страховочный трос с одной стороны следует прикрепить к транцевой скобе мотора, а с другой стороны закрепить к лодке.

Использование троса предотвращает потерю ПЛМ в случае ослабевания крепежа.

Следуя правилам описанным в данной статье шанс потерять мотор минимален, но всё же если это произошло, то желательно передать его на обслуживание специалистам сервисной службы в кратчайшие сроки.

Прежде чем приступить к полноценному и постоянному использованию ПЛМ вам следует провести тестовый спуск на воду и проверить судно на плавучесть в состоянии покоя и с максимально допустимой загрузкой.

Для нормальной работы необходимо, чтоб отверстие глушителя находилось выше уровня воды и при заглушеном двигателе вода не попадала в отверстие.

Загрузка лодки выше её максимальных возможностей приводит к её неустойчивости. Прежде чем занятьсяустановкой лодочного мотора внимательно изучите технические характеристики лодки и не превышайте допустимые значения.

При неправильной установке снижается управляемость лодки, в следствии чего может возникнуть потеря контроля и появляется даже опасность возгорания. Поэтому я настоятельно рекомендую первую установку проводить в присутствии квалифицированного специалиста, либо как минимум, после консультации с таковым.

Установка лодочного мотора производится по килевой линии лодки(центральная линия).

После установки следует убедиться, что у лодки хороший баланс. Если наблюдается дисбаланс – судно потеряет в устойчивости. В таком случае обязательно скорректируйте установку.

Если у вас не получается отбалансировать – обратитесь к специалисту. Так же к специалисту стоит обратиться в случае если вы производите установку на безкилевые или ассиметричные лодки.

Для получения минимального сопротивления воды при движении лодки, между ватерлинией и осью винта угол отклонения должен быть минимальным.

Для достижения максимальной скорости большое внимание стоит уделить высоте крепления мотора.

При завышенном уровне установки, винт попадает в воздушно-водную среду, что негативно влияет как на скорость движения, так и на обороты двигателя. В таком случае обороты возрастают и увеличивается возможность перегрева.

При слишком низкой установке лодочного мотора возрастает сопротивление воды, что опять же негативно сказывается на скорости.

Мотор нужно устанавливать так, чтоб зазор между антикавитационной пластиной и днищем лодки не превышал расстояние в 1 дюйм(25мм).

Следует принять во внимание, что требования к высоте посадки могут отличатся и зависеть от сочетания определённой лодки с определённым двигателем.

Чтобы быть уверенным в правильности установки следует обратиться к производителю лодки.

Регулировка дифферента.

Это очень важный процесс, от него зависят такие немаловажные вещи как расход топлива и общая мощность, поэтому данному процессу стоит уделить значительное количество внимания.

По сути, регулировка дифферента – это регулировка положения лодки относительно плоскости воды. Дифферент лодки зависит от многих составляющих: мотора, винта и лодки. Его следует выбирать учитывая загруженность лодки, предполагаемую скорость движения и погодные условия.

Установка черезмерно большого дифферента(как положительного, так и отрицательного) ведёт к потере устойчивости лодки и снижению управляемости. Это может привести к опрокидыванию лодки или к столкновению с препятствием.

Если вы заметили снижение таких показателей как устойчивость и/или управляемость – проверьте и при необходимости отрегулируйте угол наклона двигателя.

Снаряжённое и загруженное судно находящееся в состоянии покоя имеет наибольшую устойчивость при угле между килевой линией и водной гладью в 3-5 градусов.

При большом угле дифферента нос лодки как бы «задран» относительно плоскости воды. В такой ситуации судно будет постоянно «выпрыгивать» из воды. Это приведёт к потере устойчивости и управляемости. Не исключено опрокидывание судна.

Напротив же при отрицательном угле дифферента нос лодки будет как бы «упираться» в плоскость воды. В таком случае увеличивается нагрузка на двигатель, происходит потеря мощности, скорость снижается. Судно теряет в управляемости и устойчивости.

В зависимости от каждой конкретной модели лодки на её управляемости может по-разному сказываться тот или иной угол наклона мотора.

Как видите, всё не так уж и сложно. Главное отнестись к делу серьёзно и ничего не оставлять на «и так сойдёт». И тогда ваш любимый мотор прослужит вам долго и уверенно.

Приятных, вам, водных путешествий!

Источник: http://www.MotoHead.ru/stati/ustanovka-motora-na-lodku.html

Высота транца под лодочный мотор: как правильно установить мотор и выбрать угол наклона

Установка мотора на лодку: пошаговые рекомендации специалистов

Рано или поздно многие увлеченные рыболовы все же покупают лодки и моторы к ним. Такая покупка существенно расширяет возможности рыбака как в плане поиска удачных мест, так и в плане способов ловли – тот же троллинг, который считается столь эффективным при охоте на хищника, возможен лишь при наличии плавательного средства с двигателем.

Однако перед покупкой стоит изучить все особенности, касающиеся установки мотора на лодку, такие как, к примеру, высота транца под конкретный двигатель, угол наклона, предпочтительный способ крепления транца, и многие другие параметры.

К примеру, при отсутствии антикавитационной плиты сначала могут возникать повреждения гребного винта, а дальше без замены этой детали будут страдать и другие узлы двигателя, и в скором времени может понадобиться далеко не дешевый ремонт.

Поэтому установка лодочного мотора на лодку по возможности должна выполняться человеком, имеющим в этом деле хоть какой-то опыт.

Кавитация и защита от нее

Кавитацией называют процесс образования в потоке жидкости пузырьков, содержащих состоящий из этой же жидкости пар, с последующим их схлопыванием, которое сопровождается образованием ударной волны.

Такое явление в случае с плавательными средствами возникает на гребных винтах, где вследствие увеличения скорости жидкости происходит локальное понижение давления, что и является условием для возникновения кавитации.

Антикавитационная плита это важный компонент защиты гребного винта и всего двигателя от вредоносного воздействия газовых пузырьков. Они наносят урон материалу, с которым соприкасаются двумя путями – с одной стороны это действие горячего газа, с другой же стороны повреждения наносятся образующейся в момент схлопывания пузырька ударной волной.

В случае, если гребной винт погружается в воду неглубоко (что характерно для надувных лодок, а также небольших катеров), он может захватывать воздух с поверхности, следствием чего будет возникновение кавитации. Антикавитационная плита препятствует этому процессу.

Особенности крепления транца

По способу крепления к лодке, транец может быть навесным и стационарным. Навесные варианты в большинстве случаев используются под двигатели сравнительно небольшой мощности, так как такое крепление не способно выдерживать значительные нагрузки. Есть несколько способов, которыми могут крепиться навесные транцы:

  • Фиксация при помощи жестких скоб к расположенному в корме баллону. Пока лодка не полностью надута, крепления надевают на баллон, после чего полностью надувают плавательное средство. Давление воздуха хорошо держит транец в заданном положении. Однако этот способ используется все реже и реже, так как при малейшем падении давления и транец, и соответственно двигатель получают подвижность.
  • Две ленты из поливинилхлорида, имеющие отверстия для шнуровки. Транец в таком случае одной плоскостью упирается в корму, и дополнительно крепится полоской из прочного ПВХ материала, находясь в ней как в своеобразном кармане. Способ встречается достаточно часто, так как используется многими производителями лодок.
  • Посредством специальных пластиковых креплений, приклеенных к кормовой части плавательного средства.Это также распространенный вариант, отличающийся простотой и надежностью, поэтому и используется многими производителями.

На некоторых плавательных средствах установлен стационарный транец. Вследствие большей прочности конструкции становится возможной установка мотора большей мощности, чем в случае с навесными.

Однако следует учитывать, что высота транца не будет подходить под все моторы, и в ряде случаев возникает вопрос, как подогнать мотор под лодку.

Стационарные конструкции могут крепиться следующим образом:

  • При помощи кронштейнов к днищу лодки и бортам. Данный способ в состоянии выдерживать даже нагрузки и вибрацию, создаваемые достаточно мощными двигателями.

Важно!

Нередко транец расположен под небольшим углом к оси баллонов. Это конструкционная особенность, обеспечивающая нормальные условия для работы двигателя при перемещении лодки в глиссирующем режиме.

  • С помощью поливинилхлоридных лент к днищу и бортам. Способ также получил значительное распространение, однако его устойчивость к вибрации и сильным нагрузкам хуже, а значит мощные моторы лучше не использовать.

Фото 1. Мотор на невысоком транце.

Угол наклона

Имеет значение и наклон двигателя по вертикальной оси. Большинство моделей моторов обеспечивают возможность регулировки этого угла прямо на воде, так как это может понадобиться в случае изменения количества перевозимого груза. Следует также учитывать и конструкционные особенности разных моделей лодок.

Признаками того, что угол наклона в конкретном случае выбран неправильно, и его нужно подбирать опытным путем, может быть:

  • При движении нос лодки поднимается слишком высоко относительно поверхности воды. Это приводит к снижению управляемости и устойчивости, а при достаточной мощности мотора плавательное средство может и опрокинуться.
  • В другом случае нос лодки при движении как бы «упирается» в поверхность воды. Это также приводит к плохой управляемости и устойчивости, плавательное средство теряет скорость. Нагрузка же на двигатель значительно возрастает.

Фото 2. Баланс лодки и мотора очень важен.

Возможные способы изменения высоты транца

Высота транца определяет глубину, на которую заглубляется гребной винт. Правильной работы двигателя при слишком большом или наоборот, слишком малом заглублении достичь не удастся, а значит в ряде случаев установка подвесного мотора на лодку потребует регулировки высоты транца под лодочный мотор.

Важно!

Двигатель должен быть расположен строго посередине транца, отклонения, даже небольшие, могут существенно ухудшить маневренность.

В случае слишком большого заглубления, при движении мотор испытывает слишком большое сопротивление воды, что отрицательно сказывается на скорости передвижения лодки, а также может приводить к преждевременному износу узлов двигателя.

Считается, что нормальным значением является расстояние от днища плавательного средства до антикавитанционной плиты не более 1 дюйма (примерно 25 миллиметров).

Поднять на небольшую высоту двигатель можно при помощи дополнительных прокладок, однако в случае слишком большого заглубления более простым решением может оказаться смена транца на более высокий или замена мотора на более подходящий.

Фото 3. Лодка с высоким транцем.

Слишком малое погружение также снижает эффективность работы и срок службы мотора. Винт начинает захватывать воздух, возникает кавитация.

Так как он начинает вращаться не в воде, а в водно-воздушной среде, происходит рост количества оборотов двигателя, что в конечном итоге ведет к перегреву, а также кавитационному разрушению гребного винта.

Изменить заглубление можно либо заменой транца (или мотора на более подходящий для конкретного транца и лодки), либо немного надпилив имеющийся.

Источник: https://fishelovka.ru/equipment/pravilnaya-ustanovka-lodochnogo-motora-podbor-vysoty-tranca-i-ugla-naklona

Как правильно установить лодочный мотор

Установка мотора на лодку: пошаговые рекомендации специалистов

(10.03.2017, автор Ильин Владимир)

В установке ПЛМ на транец нет ничего сложного. Небольшой мотор можно закрепить самостоятельно вдвоем с помощником. В инструкциях к большинству изделий имеются подробные предписания о том, как провести подобные работы.

Более того, к словам производителя обязательно нужно прислушаться. Игнорирование требований грозит потерей управляемости транспортного средства на всех стадиях эксплуатации. При разгоне, движении, торможении, повороте.

В лучшем случае, это грозит вытаскиванием затонувшего силового агрегата из воды и принудительным купанием пассажиров.

К худшему варианту относят: возгорание мотора, покупка новой лодки или мотора, травмы пассажиров или рулевого.

Перед началом работ помните: все работы по установке и перенастройке проводят при выключенном моторе!

Правила установки мотора

Правильная установка мотора на транце – гарантия высоких качеств хода. Традиционное место подвесного агрегата – по центру лодки, на линии киля.

Однако при вращении гребной винт создает вихревой поток. Поэтому согласно гидродинамике, для компенсации крутящего момента силовой агрегат можно сместить к правому борту.

В теории увод мотора от центра на 3-5 см придаст судну лучшую устойчивость и управляемость. Тем не менее, улучшение малозаметно и мало кому нужно, поэтому советуем прибегать к смещению, только когда лодку слишком сильно ведёт в сторону.

А если вы устанавливаете ПЛМ в первый раз, то лучше сделать это по центру.

Величина смещения 3-5 см, зависит от профиля днища:

  • для глубоких V-образных конструкций применяют большие значения;
  • для плоскодонок – меньшие величины.

Есть судна, конструкция днища которых предусматривает компенсацию крутящего момента. В этом случае в техническом описании указаны специальные рекомендации по настройке.

Угол установки двигателя

Правильный угол наклона увеличивает эффективность скольжения лодки по воде и ведет к экономии топлива. Большая часть импортных двигателей позволяет регулировать пространственное положение в пределах 0-15°. Производители некоторых моделей надувных лодок, например, RIB, наносят контуры силового устройства и отмечают опорные точки крепления.

Угол установки мотора зависит от показателей:

  • конструктивных особенностей судна, гребного винта и мотора;
  • загруженности и баланса, включая собственный вес плавсредства и принятого на борт груза;
  • скорости движения и характеристик акватории;
  • погодных условий.

Меньшее сопротивление движению обеспечивает перпендикулярное расположение вертикальной оси мотора относительно водной поверхности. В этом случае угол установки мотора – 0°. В реальности – с минимальным отклонением от нормы.

В скобе крепления мотора есть отверстия, позволяющие регулировать угол наклона. В рабочем состоянии пространственное положение силового агрегата фиксируют штифтом. Перестановка упора в соседнее отверстие изменяет угол наклона мотора на 3-4°.

Для перенастройки приподнимают мотор. Извлекают упор. Переставляют штифт в следующее отверстие, а затем тестируют в движении.

Важно! Перед регулировкой угла наклона необходимо заглушить двигатель и дождаться полной остановки вращающихся частей. Штифт располагают по центру отверстия, стараясь избежать перекосов. Вначале тестируют конструкцию на низкой скорости. По мере прибавления оборотов, продолжают контролировать устойчивость лодки на воде и ее управляемость.

Если установить мотор со слишком большим углом (больше 15°), угол дифферента судна в движении сильно изменится, станет отрицательным. Нос задерётся, из-за чего управление лодкой ухудшится.

Если установить мотор с отрицательным углом, нос наоборот погрузится ниже, мощности мотора будет не хватать. Это приведёт к уменьшению скорости и ухудшению управляемости.

На дифферент может также влиять избыточная мощность мотора. При покупке ПЛМ следите, чтобы он соответствовал характеристикам лодки.

Высота крепления мотора

Закрепляют мотор с учетом положения антикавитационной плиты, расположенной на дейдвуде. В зависимости от модели, ориентировочный уровень расположения винта – ниже днища на 0-5 см. Точные параметры определяются:

  • экспериментальным путем: опробованием на ходу приемов управления при изменении высоты крепления в пределах 0-50 см;
  • рекомендацией специалиста по продаже, ремонту или обслуживанию конкретных моделей моторов и лодок.

Чрезмерно высокая установка моторного агрегата провоцирует образование большого количества пузырьков газа в верхнем слое воды. Процесс называется кавитацией. Внешне напоминает кипение воды при нагреве.

Винт вращается в более разреженной среде: смеси воды и воздуха. Количество оборотов двигателя возрастает сверх допустимой нормы, он перегревается. Лучший итог – срабатывание предохранительного клапана.

Низкая посадка мотора увеличивает сопротивление воды, снижает скорость, способствует растрачиванию мощности. Худший итог – потеря контроля над судном.

Крепление мотора к судну

Монтаж силового агрегата осуществляют при помощи транцевых скоб и зажимов. Усилия затяжки струбцин – равновеликие, до упора. В большинстве моделей моторок силовой агрегат укрепляют с учетом линии киля.

В конце монтажа важно проверить надежность крепления силовой конструкции к лодке. Прочность соединения необходимо контролировать и в процессе эксплуатации конструкции на ходу.

Под действием вибрации крепеж ослабевает. Это явление часто происходит при возрастании нагрузок: резких поворотах, попадании на отмель, преодолении большой волны.

Лучший итог, если произойдет незначительное смещение мотора со штатного места.

В случае саморазвинчивания возможен вариант, когда силовой агрегат будет удерживаться в судне только транцем или страховочным тросом (в моделях, где есть приспособление безопасности).

Общие правила и рекомендации позволят надежно закрепить мотор. Конечно, известны случаи, когда оптимальное положение силового агрегата – результат многочасовых экспериментов.

В таких случаях выходом является обращение за помощью к специалистам. В сервисном центре покупателю подскажут сочетания с прогнозируемым результатом.

Для усложненных конструкций – экспериментальным путем подберут место крепления агрегата.

Источник: https://www.shvartov.ru/blogs/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/kak-ustanovit-lodochnyy-motor

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.