Пшеха

Сплав по рекам Пшехашка и Пшеха

Пшеха

Цели и задачи похода, стратегия и тактика ее достижения, особенности, новизна и т.д.

  • – исследовать верховья реки Пшехашки, так как несмотря на то, что река довольно популярная никто доныне выше порога Бегемотик не ходил (на просторах интернета отчетов найдено не было).
  • – совместить водную часть похода с не менее интересной пешей частью на плато Лагонаки.
  • – активно провести майские праздники на свежем кавказском воздухе в хорошей компании.

Для достижения целей похода была проведена тренировка на реке Пахра в пос. Володарского с целью отработки ТВТ и проверки снаряжения.
Некоторые участники похода, которые не были в прошлом сезоне на воде, посещали гребную яму.

Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, регистрация в МЧС, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения

Варианты подъезда и отъезда:
Первым этапом заброски можно считать путь из Москвы до Краснодара. Добираться можно как поездом, так и самолетом. Разница в цене сейчас минимальная, а иногда самолет даже дешевле.

Также если учесть, что открытие продаж билетов на поезд теперь начинается за 90 дней до отъезда, самолет становится все более привлекательным видом транспорта.

Единственное, о чем нужно позаботиться в случае избрания воздушного транспорта – это заранее отправить суда и другие тяжелые вещи транспортной компанией.

Мы выбрали компромиссный вариант: из Москвы до Краснодара мы ехали на поезде, а обратно улетали уже из Сочи на самолете, предварительно (до выхода на пешую часть) сдав весь водный багаж в транспортную компанию.

Забрасывалась на маршрут наша группа вместе с дружественной нам водной школой СУ по водному туризму под руководством Валуева С.В. Таким образом, существенно снизилась цена на заброску до места старта наших маршрутов.

От Краснодара до Черниговского мы заранее (еще находясь в Москве) заказали автобус. Далее от Черниговского до поселка Отдаленный можно добраться по узкоколейной железной дороге (УЖД) или автотранспортом по горной дороге.

К сожалению, на плановый рейс поезда УЖД мы не успевали, а договориться с машинистом на дополнительный рейс у нас не получилось, в связи с чем пришлось пользоваться услугами автотранспорта. В поселке Отдаленный у нас есть знакомый пасечник, который помог нам организовать транспортировку нас и наших вещей в Отдаленный.

Вышло это не дешево, поэтому, возможно, проще заказывать подходящие для проезда по горной дороге машины сразу из Краснодара.

По прибытию в Отдаленный мы перегрузили вещи в ГАЗ 66 нашего знакомого пасечника, а сами отправились пешком до первого брода через Пшехашку.

Ранее у нас был план заброситься по дороге к реке Тугупс – притоку Пшехашки, но местные жители сказали нам, что там дороги нет. Позже, как будет, рассказано в тех.

описании, мы нашли эту дорогу, но она проезжается только на лошадях или на лесовозной технике. Поэтому мы начинали путь наверх от первого брода.

Стоит упомянуть, что на данный момент в верховьях реки Пшехашка организовано некое охотхозяйство и могут быть проблемы с доступом на эту территорию, поэтому мы заранее договорились с егерями охотхозяйства, чтобы нас без проблем пропустили.

Автобус Краснодар-Черниговское-Краснодар «Орвас-Тур» сайт http://orvas-tour.ru/ менеджер по работе с клиентами: Бояринцева Анастасия тел. (918) 448-16-76 Сергей – пасечник, пос. Отдаленный 89183342055 УЖД Диспечерская 89884743443
Начальник поезда Юрий Алексеевич 89183167305

После окончания водной части маршрута мы планировали заброситься на КПП Лагонаки, однако, по итогам телефонного разговора с работниками заповедника и МЧС, которые сообщили нам, что весна в этом году поздняя и довольно много снега на маршруте, мы решили отказаться от восхождения на Фишт и начать свой путь с более доступной точки, а именно с ручья Водопадистого. В Черниговском мы нашли человека на УАЗе, который согласился нас отвезти до смотровой площадки.

Что касается выброски с маршрута, мы пришли в поселок Солохаул, откуда часто ходят рейсовые автобусы до Догомыса, а из Догомыса на «ласточке» мы комфортно добрались до Адлера.

Расположение зон ограниченного доступа:

На водной части маршрута нет ни заповедников, ни погранзон и проблем с доступом в район р. Пшехашка и р. Пшеха никогда не было.

Однако, позвонив за месяц до похода своему знакомому пасечнику мы узнали от него, что на данный момент в верховьях реки Пшехашка организовано некое охотхозяйство и могут быть проблемы с доступом на эту территорию, поэтому мы заранее договорились с егерями отхозяйтства, чтобы нас без проблем пропустили.

Егеря в новом охотхозяйстве в верховьях р. Пшехашка 89030251903 Роман

89892632381, 89030255713 Михаил – самый главный егерь

Пешая часть в основном проходила по территории Кавказского биосферного заповедника, в который нужно приобретать билет и следовать (в идеале) по открытому маршруту. Билет за наличные можно приобрести в нескольких местах (см. по адресу kgpbz.

ru/pass), также возможно скоро появиться возможность купить билеты по безналичному расчету онлайн.

Мы планировали приобрести билеты на КПП Лагонаки, но на время нашего путешествия почти все маршруты в заповеднике были закрыты из-за необычно поздней весны, а отказываться от прогулки не хотелось, поэтому пришлось проникать в заповедник без билета.

Дислокация ПСО, регистрация в МЧС, расположение мед. учреждений: В МЧС мы зарегистрировались заранее, заполнив форму регистрации туристов на сайте Кубань-спас.

После отправления заявки необходимо позвонить по телефону дежурному 8(861) 260-38-15. ПСО находится в Краснодаре по адресу ул. Демуса, 13. Кроме того, нам нужно было зарегистрироваться в МЧС Адыгеи.

Туда мы направили заявку со списком группы на электронную почту gumchs-01@yandex.ru. Телефон оперативного доступа 89186773167.

Источник: https://shpalorez.ru/project_n56.html

Сплав по реке Пшеха [Кавказ]: описание маршрута (похода) | Кавказ

Пшеха

Сплав проходит на 2-местных надувных байдарках “Ватерфлай” и двухместных катамаранах. Опыт сплава по рекам 2-3 к.с. весьма желателен, поскольку препятствия на маршруте начинаются сразу и времени на обучение азам не будет. Маршрут проходит по северо-западной части Кавказа.

Характерной особенностью данной местности является сочетание пышных лесов по долинам и склонам гор с островерхими пиками и башнями вершин, покрытых снегом. В мае здесь уже достаточно тепло, днём +20…25, но ночью ещё могут быть заморозки. 

Река Пшеха берёт начало со склонов г. Фишт и юго-западных склонов г. Пшехо-су.

Впадает в р. Белую (приток р. Кубань) ниже станицы Белореченской. Длина реки более 160 км, она многоводна (ширина до 50 м), течение быстрое (уклон 9,5 м/км в верховьях и 3,4 м/км в месте окончания сплава).

Питание реки смешанное ледниково-дождевое, вода холодная! Долины рек в верховьях достаточно узкие, поэтому небольшие дождевые паводки заканчиваются быстро (в течение одного дня).

 Верховья Пшехи покрыты дремучими лесами: бук до полутора метров в диаметре, пихта высотой до 20-25 м, а порой более; также присутствуют ясень, граб, клён, дуб, каштан, орех и даже тис. Плодовые деревья и кустарники – от алычи до груши, и конечно, вездесущая ежевика. В лесах обитает множество диких зверей (медведей, кабанов, оленей и т. п.). Вода Пшехи отличается чистотой и прозрачностью, в верховьях водятся форели. 

Начало мая – самое подходящее время для того, чтобы в полной мере ощутить силу и мощь горных рек. Пшеха давно известна водникам как интереснейший объект водного туризма благодаря многочисленным шиверам, перекатам, сливам, прижимам, порогам 2-й, 3-й и 4-й категорий сложности. Изюминка этого маршрута – каньон Нижние Волчьи ворота с элементами 3-4 категории сложности.

 

Примерный распорядок дня в походе: подъём в 8-9 утра, завтрак (молочная каша + бутерброды), к 11 утра стараемся снять лагерь, упаковаться и выйти на воду.

В 14:00 останавливаемся на обед (горячий суп + бутерброды). Во время пеших прогулок берём с собой перекус. На стоянку встаём не позже 19:00, в 21:00 ужин (гарнир с тушёнкой + овощной салат).

Темнеет в этих местах рано (около 20:00), с собой обязательно берите фонари.

 Живём в палатках по 3-4 человека (если Вам нужна 2-местная палатка, предупредите координатора заранее), еду готовим на костре, разделившись на группы дежурных по 2-3 человека, с помощью инструкторов. Сложные препятствия на маршруте предварительно просматриваем с берега, обсуждаем технику прохождения, выставляем страховку. Простые идём ходом с взаимостраховкой. 

Вдоль верхней части маршрута проходит УЖД, ниже Черниговской вдоль реки идёт дорога, поэтому при  необходимости аварийный сход возможен в любой точке маршрута.

Встречаемся с инструкторами на вокзале Краснодара, грузимся в микроавтобус и отправляемся в станицу Черниговская (2-2,5 часа пути).

Выгружаемся и ставим лагерь на берегу реки. Сегодня у нас тренировка на байдарках и адаптация к жаркому южному солнышку! Разбиваемся на экипажи и под руководством инструкторов освежаем навыки управления судном на бурной воде. Здесь Пшеха уже не так быстра как в верховьях и можно отработать всевозможные маневры и вспомнить действия при оверкиле. В последущие дни нам все это пригодиться! 

День 2

Сегодня перебазируемся в верховья Пшехи, на ее приток Пшехашку (если позволит дорога – бывает весенние оползни ее смывают). Для начала нас ждет Апшеронская узкоколейная железная дорога – последняя сохранившаяся в стране «горная» лесовозная УЖД, построенная зеками ЮГЛАГа в 30-е годы прошлого столетия.

Стальная нить железной дороги вьётся по долине реки Пшеха, горы становятся всё выше и подступают всё ближе. Справа от линии встречаются водопады.

Одно из наиболее впечатляющих мест – Волчьи Ворота (самое узкое место ущелья, в котором для железной дороги с трудом нашлось место между двумя скалами).

В 1943 году здесь были остановлены рвавшиеся на юг немецкие войска. С обеих сторон от железной дороги теперь возвышаются памятники.

Потом вновь становится немного просторнее. Появляются признаки жизни: вдоль железной дороги стоят посёлки. Когда-то здесь жили лесозаготовители, сейчас в основном пенсионеры и дачники.

Иногда скалы подступают вплотную к рельсам, а внизу – пропасть; иногда появляются широкие межгорные долины. В одной из них и расположился Шпалорез – самый дальний посёлок и конечная станция Апшеронской УЖД.

В нескольких километрах от посёлка мы и обустроим наш лагерь. Снаряжение до лагеря отправим с машиной, а сами прогуляемся пешком.

Ставим лагерь на берегу реки, готовим обед и при желании и возможности покатаемся на пороге.

Местоположение лагеря будет зависеть от состояния дороги выше п.Шпалорез..

День 3

Сплав 10 км. На этом участке реки сложно выделить отдельные препятствия – они носят непрерывный характер и их сложность не превышает 3 к.с. Оттачиваем мастерство под руководством инструкторов и наслаждаемся горным «аквапарком».  На стоянку встанем недалеко от посёлка Верхние Тубы.

С высокого берега во всей красе виден хребет Черногорье (1753 м) – местные жители называют его Спящий Черкес: природа создала в камне огромный профиль лежащего черкеса.

День 4

Сегодня отдыхаем от вёсел – по плану пешая прогулка в горы. Идём налегке. Желающие остаются в лагере, остальные совершают подъём к горе Собор-Скала (названа так за сходство с готическим собором). Из-под скалы вытекает родник, считающийся у адыгов священным, в районе родника имеются адыгские курганные могильники средневекового периода.

От Собор-Скалы открывается великолепная панорама на хребет Черногорье 1753 м (Спящий Черкес), плато Лагонаки (горы Мессо 2066 м, Туба 2062 м, Пшехо-Су 2743 м), горы Сахарная голова (1390 м), Чатал-Тапа (902 м), Чамул-Тапа (859 м), Порсух-Дах (982 м) и Шесси (1839 м) – высшая точка Апшеронского района.

День 5

Отдохнув и нагулявшись по окрестностям, продолжаем наш сплав (15 км).
Речка все так же динамична – шиверы чередуются с перекатами и прижимами, течение быстрое. Впереди у нас самый технически сложный  и интересный водный участок маршрута.

  Первым нам встретится каньон Верхние Волчьи ворота (2 к.с.), а ближе к вечеру остановимся перед каньоном Нижние Волчьи Ворота (3-4 к.с.) – его можно определить по смыкающимся у реки горным хребтам.

По обоим берегам реки высятся голые светло-серые скалы, резко выделяющиеся на фоне лесистых склонов.

Собственно каньон образуют скалы, поднимающиеся над рекой на 40-50 метров, но далее вверх по склонам они продолжают тянуться в виде острых зазубренных гребней до высот 700-800 метров. Это ущелье объявлено памятником природы местного значения.

Ущелье интересно и в историко-мемориальном отношении. На входе и выходе из Волчьих Ворот установлены памятники в честь героев, павших в Великой Отечественной войне.

День 6

Сегодня днёвка. Катаемся в пороге Нижние Волчьи Ворота 3-4 к.с., предварительно просмотрев и организовав страховку под руководством инструкторов. Порог состоит из пяти ступеней разной степени сложности.
Гуляем по окресностям.

Вечером делаем туристическую баню.

День 7

Завершающий день сплава  (20 км). Горы потихоньку расступаются, и река выходит в предгорье. По берегам раскинулись пастбища и населенные пункты, периодически река пересекается мостами.

Тут течение спокойнее, порогов почти нет, зато мелкие шиверы присутствуют в изобилии). Проходим станицу Черниговская и около станицы Самурская выбираем место для завершающей стоянки на правом берегу.

Здесь сушим и собираем суда.

День 8

Завтракаем и собираем вещи. Сегодня отправимся в знаменитое Гуамское ущелье.

Это уникальнейший памятник природы с живописными каньонами, водопадами, гротами, пещерами и причудливыми скальными образованиями.

В ущелье восстановлена узкоколейная железная дорога, проложенная ещё в 1930-е годы. Узкоколейка протяженностью 8 км связывает Гуамку с посёлком Мезмай.

Пеший переход до Гуамского ущелья – 12 км.  И еще 7 по ущелью. Берем с собой минимум вещей и продуктов и с небольшими рюкзаками отправляемся в путь.

К Гуамке мы подойдем как раз к открытию пешеходного движения (днем оно зарыто из-за движения экскурсионного поезда) и сможем полюбоваться этой достопримечательностью вживую, а  не через мутное стекло вагона.

Проходим ущелье и на выходе к поселку Мезмай разбиваем лагерь.

День 9

Сегодня гуляем по окрестностям Мезмая – поселка,  затерянного в горах и окруженного величавыми каньонами с ручьями и водопадами, зарослями замшелого самшита и прекрасными видами.

Когда то здесь, в недоступном горском ауле был последний оплот черкесов в войнах с турками и русскими войсками, прибежище Мухаммеда-Амина. Позже эти места стали землями Кубанского казачьего войска, и начали обживаться казаками. Посёлок Мезмай основан в 1868 году как посёлок лесорубов и золотодобытчиков.

В советское время на Мезмай через отвесные скалы в Гуамское ущелье пробили узкоколейную железную дорогу для вывоза ценной древесины, произрастающей в Лагонаки.

Посетим Орлиную полку, водопад Исиченко.

После обеда сходим в местную баню.

День 10 

Небольшой переход до центра Гуамского ущелья, где на станции нас ожидает  поезд узкоколейки. На экскурсионном поезде добираемся до послека Гуамка, грузимся в микроавтобус и отправляемся в Краснодар – на вокзале будем не позднее 18 часов.

Источник: https://www.vpoxod.ru/route/caucasus/splav_po_reke_psheha/about

Поход Пшехашха-Пшеха. Часть 2 – сплав

Пшеха
apotapПродолжение описания.
Начало здесь…

02.05

Порог «Змейка» – ничего особенного, я его и не помню, хотя проходил два раза (последний раз 17 лет назад). Однако, легкий мандраж и неуверенность присутствовали – идти придется без раскатки (негде, порог сразу за местом стапеля), и идти несхоженным экипажем.Прошли хорошо – ничего не забылось ))

Порог «Водопадный» – не узнал, показалось, что он изменился, хотя не суть – в любом случае воды мало и непроход, надо обносить..

Начало порога разгруженные катамараны провели на веревках вдоль берега, сам слив обнесли и сразу за ним встали на воду.Из четырех раз на этой реке, только однажды было достаточно воды для нормального прохождения «Водопадного» (в 1993 г).

Четверть века прошло – юбилей! :)Пороги «Шахматный и «Пихтовый» несложные: простой маневр и чистый слив – прошли сходу.На ночевку встали в месте где у нас был 1-й брод.

03.

05 Сутра бегал в гору по старой лесовозной дороге – тяжело…

Перед началом сплава были опасения, что под бревном через реку, которое мы видели с дороги, негабарит: придется экстренно чалиться и обносить или проводить катамараны.По-ходу оказалось, что до бревна достаточно высоко и прошли сходу.

Далее новый порог, который я для себя назвал «Обвальный», он явно образовался в процессе строительства дороги или после расчистки ее от обвала скальных пород.Непростой: на повороте реки поток разбивается на три примерно равнозначных с навалом на крупные камни, образующие «ворота».

Двойка, шедшая перед нами, на заходе в порог не успела сделать маневр и ее навалило бортом на крупный камень недалеко от берега. Хорошо, что вода невысокая и достаточно «мягкая», киля не случилось, но ребята зависли на камне конкретно.

Сдернуть их удалость только нашими усилиями с помощью перекинутой на берег веревки.Мы прошли чисто – пока занимались спас.

работами, было время всё посмотреть ))Участок до устья и после впадения в Пшеху (которая по расходу заметно меньше), называемый в лоции «каньоном», не запомнился чем-то примечательным: быстроток и простые порожки с чистыми сливами.Лагерем встали в лесу на полке правого берега.

04.05 Час простого сплава до Отдаленного.

Остановка на связь с близкими и родными – три дня без мобильной связи воспринимается сейчас как вечность, как же раньше обходились…?«Верхние Волчьи Ворота» – красивое ущелье с простым порожком.Порог «Ступенька» – чистый слив через всю реку.

На заходе немного перегребли и зашли полулагом, в «бочке» довернуло и немного подержало.«Нижние Волчьи Ворота» (НВВ) препятствие протяженное, каньон длиной почти километр. Подошли в 15 часов: на осмотр, страховку и прохождение требуется много времени, а мы еще не обедали.

Сегодня не пойдем – катамараны припрятали на полке в лесу, и с рюкзаками ушли на хорошую стоянку в конце каньона.Вечером сходил посмотрел НВВ: создалось впечатление, что очень много открытых камней, линия движения сходу не просматривается и прохождение будет непростым.

Но первое впечатление может быть обманчивым, утро-вечера мудренее, завтра посмотрим…
05.05 Сутра пробежался 5 км вдоль узкоколейки вверх до поселка Десятый километр и обратно.

После завтрака все на просмотр:намечаем линию движения, запоминаем ориентиры, определяем точки страховки, места для фото и улова для перечалок.Прохождение.Двойка стажера проходит 1-ю и 2-ю ступень и встает в улово у левого берега.

Мы проходим за 3-ю ступень и встаем под скальную стенку в улово у правого берега.Далее, с перечалками и взаимной страховкой все четыре катамарана нашего отделения успешно прошли Нижние Волчьи Ворота и зачалились у стоянки.

06.03 Утром пробежался 5 км вдоль узкоколейки вниз по течению.

На этом участке железная дорога пересекает несколько притоков Пшехи, через которые перекинуты ЖД мосты, сваренные из швеллеров и рельс с дырами между шпал. На одном из таких мостов поскользнулся и провалился одной ногой вниз, при этом больно ударился голенью о шпалу. Вниз не улетел, т.к.

инстинктивно расперся на руках, схватившись за рельсы. Следующие мостики уже не бежал, а проходил осторожно пешком.

На сегодня начальник школы назначил соревнования по ТВТ (технике водного туризма).Суть соревнований: прохождение Нижних Волчьих Ворот на время, за каждый навал на камень или скалу бортом катамарана – штраф 1 минута, за навал на бревно в 4-й ступени – штраф 5 минут.

Участники: 8 катамаранов из двух отделений школы и 3 катамарана «хвостов».По узкоколейке затащили катамараны в начало НВВ.Когда все участники собрались, еще раз согласовали условия соревнований, расставили судей, синхронизировали часы и по одному стали проходить.

В ожидании стартаМы прошли хорошо – по протоколу третье место в абсолюте и первое среди катамаранов школы.ПротоколДва первых места взяли ребята из отделения «хвостов», что не удивительно, у них опытные и схожие экипажи, в отличие от «школьников» ))

07.03 Короткий сплав.

Встали на стоянку в лесу выше села Черниговского.

Разбираем и упаковываем катамараны, просушиться не дает периодически накрапывающий дождик, придется сушиться в Москве.
Завтра ранний подъем, пару километров до автостанции в Черниговском и поездка на автобусе до Краснодара. Активная часть похода окончена.

?

|

apotapПоследние годы июньские праздники ходили на воду, но в этот раз не сложилось. Вначале, вроде как компания не набралась, а когда позвонил Леха и позвал на Рессету, за байдаркой на дачу ехать было поздно, да и мы уже настроились пешком идти.
Маршрут в Тульской области “пл. 132 км – пл.Приокская” подсмотрел в группе Рыжавского, у них он двухдневный, а мы пойдем за 2,5 – торопиться некуда.

10 июня

Утро задалось…. Минут 40 ехали в тамбуре электрички, не потому что нравится, дальше пройти не могли ((Тульские электрички ходят редко (раз в 3-4 часа), рассчитывал, что на 7:34 из Бутово уедем нормально, но видимо так-же рассчитывали и дачники решившие праздники провести у грядок.В полях простор..

В деревне Нечаевские Выселки на берегу пруда странное сооружение

Уже дома нагуглил, что здесь пытались организовать Архферму (типа Архстояния в Николо-Ленивце), но что-то не получилось. Некоторые арт-объекты остались…

Заросли – остальные идут в 2 метрах сзади, их не видноПешеходный мост через речку Скинжка рядом с автомобильным бродомВ урочище Уньки мощный родник и купельНочевали в лесу у Оки, рядом с необорудованным родником.

11 июня

Утром в крутых склонах берега Оки посмотрели две пещеры, но лезть в них желания не было.По старому мосту перешли через СкинжкуПоднялись в ПоленовоНадеялись, что там купим мороженое, но рядом с музеем не было ни киоска, ни магазина, только дорогое кафе на стоянке экскурсионных автобусов..

В роднике у Бехово набрали воды, окунуться в купель желания не было – не жарко.Спустились к водопадуВдоль заливных лугов Оки дошли до Ланьшинского КарьераЧастично он действующий и идет добыча песка, но большая часть уже заброшенаНа ночь встали у заболоченного прудика образованного бобровой плотиной.

12 июня

Вышли рано. Дети растут: от подъёма до выхода меньше двух часов – как в спортивной группе! ))Надежды на то, что остаток пути пройдем по чистым просекам и лесным дорогам, не оправдались.

Просеки и дороги местами завалены, а в обход излучины заболоченного ручья пришлось идти азимутом.

На платформу Приокская пришли за час до 12-часовой электрички, в ближайшем магазинчике купили долгожданное мороженое и оттянулись ))Обратная электричка шла полупустая, но после Серпухова свободных мест уже не осталось.

Трек маршрута

Источник: https://apotap.livejournal.com/36841.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть