Мана

Что такое Мана

Мана

Мана — река в горах Юж. Сибири, правый приток Енисея. 475 км, площадьбассейна 9320 км2. Средний расход воды ок. 100 м3/с. Сплавная. Судоходна внизовьях. Близ устья — заповедник «Столбы».

(Манна) — древнее государство в 1-й пол. 1-го тыс. до н. э. натерритории Азербайджана.в верованиях народов Меланезии и Полинезии сверхъестественная сила,присущая некоторым людям, животным, предметам, духам.

Значение слова Мана по словарю Брокгауза и Ефрона:

Мана — р. Енисейской губ., правый приток р. Енисея. вытекает из горного озера, лежащего в горном хребте, высотой до 4000 фт. над ур. моря, проходящем в сев.-вост. части Минусинского округа и служащем водоразделом рек Кана, верхних притоков р. Тубы и Маны.

общее направление течения простирается вначале с ЮЮВ на С, далее с В на З и СЗ, а в низовьях, вплоть до впадения своего в р. Енисей, повыше д. Овсянкиной, в Красноярском окр., на ССЗ. В верховьях р. М. до устья р. Терзибея представляется дикой горной рекой, течет в узкой долине, образуя в русле своем пороги и переборы. в среднем и в особенности нижнем течении долин М.

расширяется от одной до 3 в., образуя хорошие луга. ширина реки при устье доходит до 200 саж. Все течение М. сопровождают довольно высокие горы, которые в вершинах достигают местами более 4000 фт. высоты. Горы покрыты дремучими лесами. Как по долине М., так равно и по ее притокам встречаются граниты, диориты и хлоритовые сланцы. Длину р. М. считают не менее 350 в.

По впадающим речкам в М., Коноибе, Кику, Негнет, Кубак и Сенничаге, еще в сороковых годах нынешнего столетия были открыты золотые россыпи и даже производились небольшие разработки, на которых добыто было золота до 3 пд. В последнее время здесь снова началась разработка золота.

содержание золота небогато, не более 30 долей, но при дешевизне припасов здесь возможно некоторое развитие золотопромышленности. Деревень и оседлых жителей по р. М. нет. Н. Л.

Определение слова «Мана» по БСЭ:

Мана — Мана (в верховье — Правая Мана)
река в Красноярском крае РСФСР, правый приток реки Енисей. Длина 475 км, площадь бассейна 9320 км2. Берёт начало на Майском Белогорье (Вост. Саян). В верховьях горная порожистая река, в низовьях извилиста, в русле много камней.

Питание смешанное, с преобладанием снегового и большой долей дождевого. Средний расход в 44 км от устья 98 мі /сек. Замерзает в 1-й половине ноября, вскрывается во 2-й половине апреля — начале мая. Сплавная. В низовьях судоходна. Близ устья по правобережью М.

— заповедник «Столбы».

Мана — Манна, одно из древневосточных государств первой половины 1-го тысячелетия до н. э., первое прочное государственное образование на территории Азербайджана. Ядро М. и её столица Изирту (Зирта) находились в бассейне реки Джагату. В начале 1-го тысячелетия в районах у озера Урмия существовал ряд мелких объединений государственного типа с центрами в городах-крепостях (один из них — 10-9 веков до н. э. — раскопан на холме Хасанлу). В 9 веке в условиях ассирийской и затем урартской экспансии среди них усилилась М. (впервые упоминается в 843 до н. э.). В 8 веке это уже крупное государство, объединившее ряд соседних областей. Их население принадлежало к различным этническим группам: как к старым местным, родственным хурритам, лулубеям, кутиям, касситам и другим, так и к иранским, распространявшимся в этих районах с начала 1-го тысячелетия до н. э.
В обществе М. наметились глубокие социальные противоречия. большую роль играли родовая и служилая аристократия, правители областей и племён. Власть царей М. усилилась после победы в 715-714 союзной с ними Ассирии над Урарту. В начале 7 века М. успешно боролась с Ассирией, но в 660/659 потерпела поражение. после этого в М. произошло народное восстание, во время которого был убит царь М. — Ахшери. Позже М. была союзницей Ассирии до поражения их войск в 616 в войне с Нововавилонским царством и Мидией. В 7 веке в истории М. значительную роль играли скифы, распространившиеся в Передней Азии. Между 615/610-590 М. была подчинена Мидией и затем включена в её состав. О высоком уровне ремесленного производства и искусства М. свидетельствуют, в частности, материалы Саккызского клада (погребения конца 7 века до н. э. на холме Зивие, в 42 км к востоку от города Саккыз).
Лит.: Меликишвили Г. А., Некоторые вопросы истории Манейского царства, «Вестник древней истории», 1949, № 1. Дьяконов И. М., История Мидии от древнейших времен до конца IV века до н. э., М. — Л., 1956. Алиев И., История Мидии, Баку, 1960. Кашкай С. М., Новые данные об обществе и культуре Манны,
«Известия АН Азербайджанской ССР», серия истории, философии и права, 1968, № 3. Грантовский Э. А., Ранняя история иранских племен Передней Азии, М., 1970.Э. А. Грантовский.

Предметы из Саккызского клада. Золотой браслет с львиными головами.

Предметы из Саккызского клада. Фрагмент золотой пекторали (нагрудника). Изображение божества. Мана — в верованиях народов Меланезии и Полинезии сверхъестественная сила, носителями которой якобы могут быть отдельные люди, животные, различные предметы, а также «духи». Аналогичные представления под разными названиями известны у многих племён и народов (оренда — у ирокезов Северной Америки, еки — у понгве в Африке, и др.).

Источник: https://xn----7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai/mana.html

Ман – это что такое? Различные значения слова

Мана

Что связывает огромного змея, мертвого колдуна, прародителя человечества, величину объема, парк в Перу? А также мужское имя, академию наук и аэропорт в Новосибирске? Все они имеют похожие названия – Ман, Ману, МАН. Разберемся в истории и определениях этого непривычного для современного слуха слова.

Какие могут быть значения у слова “ман”?

Не так много слов имеют столько значений, как слово «ман». В разных словарях можно найти больше десятка определений.

В наши дни редко кто пользуется этими терминами, хотя история у слова очень богатая. Итак, ман – это:

  1. Величина объема, равная 850 граммов. Ей измеряют сыпучие и жидкие вещества.
  2. Мужское имя для мусульман, обозначающее выгоду или пользу.
  3. Славяне так называли злобого духа, который вселился в мертвого колдуна.
  4. Для китайцев это большой страшный змей или дракон.

Кроме того, современная молодежь знакома с производной этого слова по компьютерным играм. В них маной называют запасы магических сил.

«Ман» как часть слова

Часто ман – это не полноценное слово, а лишь его составляющая часть. Причем она встречается обычно в конце: меломан, клептоман, киноман, графоман.

Составное слово может иметь как более нейтральный оттенок, называя так любителя чего-нибудь (балетоман), так и негативный, показывающий болезненную тягу к чему-нибудь (наркоман).

В данном случае это греческий корень “ман”, значение которого переводится как “страсть, влечение или безумие” (от греческого mania).

В английском языке есть похожее по звучанию слово – man. Оно переводится как “человек”. Часто также становится частью двусоставного термина: бизнесмен, супермен.

Ман в славянской мифологии

В сказках и былинах разных стран и культур встречаются персонажи с таким именем. К примеру, в славянской мифологии ман – это злобный дух. Наши предки считали, что одного колдуна после смерти земля «не приняла», тогда в него и вселилась нечисть.

Тогда бывший колдун поселился на колокольне и стал пугать прохожих. Часто его видели в ночи. Он звонил в колокола и не пускал на колокольню. Бывший колдун носил белый колпак. Храбрецы пытались побороть его и сорвать головной убор, но после этого все погибали.

Ман душил воришек, не обращая внимания, кто перед ним: девушка или юноша.

По другой версии, Ман – это сын бога Бармы, один из старейших славянских богов молитвы. Его мать Таруса однажды пыталась убить сына, чтобы спокойно изменять Барме с земным красавцем.

Таруса прикинулась больной и попросила Мана принести ей плоды с дерева жизни из Ирийского сада. Она думала, что другие боги не пустят его к яблоням и убьют его, но отважный юноша принес матери плоды.

Тогда Таруса вместе с любовником кинули Мана в вулкан, но и тут боги его спасли. Впоследствии Барма сжег неверную жену. От Мана пошел народ манси.

Китайцы верили, что Ман – это не кто иной, как большой и грозный змей. Уже в древнейшем китайском толковом словаре «Эр я», то есть в III—II веках до н. э., можно было встретить это слово. Там Маном называли царя всех змей. Описывался он как самый большой из своих сородичей. По крайней мере в это верили жители южных провинций.

Ближе к средневековью змей трансформировался в дракона. Его начали изображать с четырьмя когтями, в редких случаях с пятью. Носить одежду с вышитым драконом позволялось только высшим сановникам, включая императора. Тогда к имени дракона Ман добавлялась приставка «учжуа», что обозначало «пять когтей».

Позже в Китайских легендах появился еще один персонаж – Гоу-Ман. Так жители Поднебесной назвали дух деревьев, который охраняет их страну от напастей, болезней и чужеземцев. Гоу-Ман был похож на птицу с лицом человека. За своими владеньями он следил, сидя на двух драконах.

Первый человек на земле – Ману, или Еще один миф

Индийские Веды также не обошли это уникальное слово и использовали его в своих легендах. Только вместо ман у них был Ману. Значение можно прочитать в Ведах. С древнеиндийского переводится как «человек, мыслитель».

Индусы считали, что это прародитель человеческого рода. Он сын бога света Вивасвата и брат правителя преисподней Ямы.

В Ведах прописано, что Ману был первым человеком, который жил на земле, первым ее царем и первым, кто на земле умер. При этом, судя по эпосу, Ману было несколько, а точнее – 14.

Семь из них уже жили, еще семи предстоит появиться. При этом каждый Ману является прародителем людей. Мы, согласно Ведам, живем в период Ману, сына Вивасвата.

Но были на земле уже шесть других Ману, и ожидается еще семь, после исчезновения современных людей.

По легенде, Вишну наслал на человечество страшный потоп. Но незадолго до этого Ману поймал маленькую рыбку, которая пообещала его спасти от беды, если он ее заберет к себе и вырастит. Когда рыба выросла, она сказала Ману построить корабль.

На этом корабле будущий царь приплыл к горе. Там он принес жертву богам, и те наградили его женой – Илу. Вместе они стали прародителями новых людей. Ману был очень мудрым царем и оставил после себя свод законов, по которым людям следует жить.

Значение законов Ману

Свод правил, который якобы оставил после себя первый царь, представляет собой сборник предписаний. Он касается поведения индусов, понятий чести и долга, а также указов, как управлять государством.

От имени Ману сборник несколько столетий писали брахманы (высшие члены индуистского общества). Дописаны законы были ко II веку уже нашей эры.

Источников и брахманов, которые составляли сборник, было множество, поэтому некоторые законы противоречат другим или повторяются.

Законы Ману включают в себя 12 книг. Прописаны они в стихах. При этом разобраться в них достаточно сложно. Четкой структуры нет: рядом с рыночными ценами можно найти догматы о вере и муках ада, советы по ведению домашнего хозяйства и житейские афоризмы.

Исследователь 19 века Болен изучал в законы и пришел к выводу, что порядок в сборнике есть. Условно структура выглядит так:

  • сотворение мира;
  • правила воспитания;
  • о браке;
  • как вести хозяйство;
  • посты;
  • законы;
  • как вести торговлю;
  • разделение на касты;
  • о загробной жизни.

Сделать Законы Ману общепризнанными во всей Индии брахманам не удалось. Правила в менее развитых областях страны не признавали, а значит, люди не следовали им.

Какие еще определения есть у слова?

Помимо сказочных и легендарных определений, ман – это аббревиатура (МАН). Причем расшифровывается она минимум тремя способами:

  1. Международный аэропорт Новосибирска.
  2. Международная академия науковедения.
  3. Малая академия наук.

Кроме того, так называют некоторые реки, острова и другие объекты. Та же история с производными от ман.

К примеру, значение слова мана (в понимании любителя играть в игры) – это объем магических сил и энергии. Однако именно такое название носит остров в Новой Зеландии и река в Красноярском крае.

Ману – это тоже реки и горы. Но плюс ко всему удивительный парк в Перу. В нем обитает более 15 тысяч растений и десятая часть всех видов птиц. Это даже больше, чем на территории России. Парк Ману является объектом наследия ЮНЕСКО.

Источник: https://FB.ru/article/340354/man---eto-chto-takoe-razlichnyie-znacheniya-slova

Мана

Мана

Материал из Posmotre.li

Вкратце Очки, расходуемые на волшебство.
« Два чернокнижника сошлисьИ из-за маны подрались,А грозный тёмный бог МелькорИх помирил, а ману спёр.»
— Фольклор толкинистов
« — Не хватает маны.»
— Вторая по популярности фраза из оригинальной Diablo

Мана (также Очки магии, Очки заклинаний, Magic Points, Spell Points) — в ролевых системах и некоторых неролевых видеоиграх бензин, на котором работает магия.

Представляет собой запас некоей энергии, которой обладают персонажи-маги и которую они расходуют, чтобы совершать заклинания. Чем более круто заклинание, тем больше маны оно стоит.

Когда у персонажа заканчивается мана, он больше не может совершать заклинания.

Восстанавливается мана в зависимости от системы по-разному. В некоторых случаях она сама восполняется со временем (каждую игровую секунду или каждый ход, в зависимости от того, пошаговая или реалтаймовая игра). В некоторых случаях ее восстанавливает только отдых. В большинстве случаев присутствуют так называемые зелья маны — бутылочки, как правило, синего цвета, восстанавливающие ману.

Противотроп Магия Вэнса — чудеса с ограниченным количеством зарядов.

Происхождение слова[править]

Название происходит из полинезийской мифологии, где оно означало что-то вроде «удачи» или «расположения небесных сил». Как «топливо магии» применил ману писатель Ларри Нивен (1969): мана разлита по всему миру, колдуны её расходуют, и сейчас она начинает кончаться — вот такой экологической посыл.

Первая настольная ролевая игра, Dungeons & Dragons, имела безмановую систему магии, но в многочисленных её подражателях были очки магии — тут кто-то и вспомнил Нивена. Название, по-видимому, много лет было разговорным (сообщества фантастики и ролевых игр сильно пересекаются), и первая игра, где эти очки прямо названы маной,— CRPG Dungeon Master (1987).

А ещё понятие «мана» проникло в Magic: The Gathering в несколько другом смысле: объём колдовства за один ход.

Не путать с манной небесной: мана — с одним «н», манна — с двумя!

Как отображают[править]

Отображают ману числом (линейкой, сосудом с жидкостью) традиционно синего цвета. Крайне редко существует несколько цветов маны (например, в Hexen — синяя и зелёная, а в Тургоре вообще всех цветов радуги).

Альтернативы мане[править]

В некоторых ролевых системах присутствует магия Вэнса — безмановая система, где заклинания «запоминаются» или «подготавливаются» в виде одноразовых зарядов.

В некоторых мана как таковая отсутствует, и её заменяет какой-то другой показатель: например, в GURPS вместо маны маги расходуют Очки Усталости, что при злоупотреблении приводит к замедлению, потере сознания и касту из хитов (но могут они черпать энергию и из определенных внешних источников), а в Slayers d20 роль маны выполняет так называемый субдуальный откат — временные повреждения (по сути, та же потеря запаса сил), получаемые персонажами-магами, когда они кастуют заклинания.

  • В 3-й редакции D&D появился класс Sorcerer, который кастует по комбинированной системе. У него фактически на каждом уровне заклинаний отдельная шкала маны, и каст заклинания, например, 3-го уровня уменьшает ману 3-го уровня на одну единицу. Но сами заклинания (в пределах уровня) выбираются свободно, как при системе маны.

В других системах существует ограничение на кастование по времени, т. е., скастовал файербол — подожди несколько секунд, прежде чем сможешь скастовать новый.

Именно так работает магия в Sacred — там определяющим параметром силы кастера является не только уровень творимых заклинаний, но и частота применения (например, повышение уровня заклинания неизбежно влечет увеличение паузы между кастами, но также есть много способов уменьшить эту паузу).

В Diablo III для части умений и заклинаний используется мана (или ее заменитель), а часть (в особенности, самые мощные) требует определенного времени на восстановление. Каждый персонаж имеет свой ресурс для использования умений или заклинаний первого типа.

У варвара это Ярость, у монаха — Духовная энергия, у колдуна — собственно, Мана и т. п. Охотник на демонов — единственный класс, имеющий сразу два ресурса: для одних его умений (преимущественно небоевого типа — вызов питомца, уклонение, дымовая завеса и т. п.

) он использует Концентрацию, а для других умений — Ненависть.

В некоторых случаях для немагических (например, воинских) умений, существует своя отдельная мана. Не синяя, а, скажем, зелёная.

В King’s Bounty: Легенда о Рыцаре помимо маны имеется ярость, действующая как мана для умений ярости, и имеющая красный цвет.

В The Elder Scrolls запас сил (зелёный) является маной для воинов и воров, расходуемой на усиленные и специальные удары, а также на быстрый бег по полю боя.

В ещё некоторых случаях существует такое явление, как Каст с хитов. Это когда вместо маны заклинания расходуют очки жизни, и слишком сильное заклинание может убить самого мага. Это опасный и запретный приём, который может использоваться в самом крайнем случае, когда кончилась мана, а может быть неотъемлемым свойством какой-то определённой магии (например, магии крови).

Нестандартная мана[править]

  • Garm Wars: the Last Druid — «мана» контейнер с питательными веществами и стимуляторами, который вкалывают для поддержания жизненных сил вместо еды
  • В Майнкрафте своеобразной заменой маны можно считать опыт героя, так как он нужен лишь для зачарования.

Источник: https://posmotre.li/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%B0

Ман – небесная манна. Подробная информация

Мана

Ман – это пища, которую ежедневно (за исключением шабата) Творец посылал евреям во времена их скитаний по пустыне.

Этимология

Слово ман в буквальном переводе с арамейского языка означает «что». Он так называется, ибо, как только его впервые заметили сыны Израиля, то, увидев эту новую пищу, они стали спрашивать друг у друга:

«Что (ман) это?» Отсюда и название — ман.

Как выглядел ман?

Ман был круглой формы, а на вид — подобен хрусталю. Ман, скорее, духовная пища, чем материальная; человек усваивал ее полностью, без остатка.

Каков был вкус мана?

Его вкус был похож на вкус медовой лепешки. Кроме того, ман приобретал тот вкус, о котором мечтал вкушавший его человек. Если кто-то ел ман, а ему в течение трапезы приходило желание отведать кусочек жареной курицы, — то у него во рту ман сразу приобретал желаемый вкус жареной курицы.

Однако было исключение: вкус пяти овощей и фруктов человек не чувствовал, даже если он мечтал полакомиться ими: вкус огурцов, дыни, зелени, лука и чеснока. Раши поясняет, что вкус этих пяти даров природы не чувствовался в мане , ибо эта еда была противопоказана беременным женщинам.

В этом причина невозможности передать ее вкус и ощутить его.

Когда и как выпадал ман?

Ночью с небес ниспадала роса и покрывала землю, превращая ее в огромный, блестящий и искрящийся стол. Небесный хлеб, теплый и готовый к еде, выпадал на этот слой росы, а сверху его покрывал  второй слой росы, дабы небесный хлеб оставался чистым и его бы не испортили насекомые. К утру слой росы испарялся.

Наши мудрецы говорят, что вместе с маном падали с небес и приправы к небесному хлебу.

Когда солнце припекало сильнее, излишки мана таяли.

В пятницу, в канун шабата,  выпадала двойная порция мана – одна для пятницы, а другая – для субботы. Та, что оставалась для шабата, не портилась. В шабат ман не выпадал.

В каком виде ели ман?

Ман был пригоден к употреблению и в сыром виде, но, кроме того, его можно было также молотить или толочь, а затем варить или печь.

Как собирали ман?

Каждый глава семьи получал указание собирать ман ежедневно, по порции на человека. Однако, сколько бы человек ни собирал небесную еду, когда измеряли собранное, всегда оказывалась ровно порция мана. И это также было большим чудом.

Праведникам выпадал ман возле входа в их шатер, менее праведным людям – на некотором расстоянии от их шатра, а грешникам – приходилось весьма удаляться от дома, чтобы его собрать и принести.

Всю порцию мана следовало съесть: запрещалось оставлять ман до утра следующего дня. А если кто-то оставлял небесный хлеб до утра, на завтра, то еда «портилась», в ней заводились черви, и тогда  ман становился зловонным.

Обязанность хранить ман

По повелению Творца, Моше поместил омер мана в сосуд для хранения, чтобы увидели это чудо следующие поколения, дабы напоминать евреям о том, что их пропитание – в руках Творца.

Этот сосуд хранился в Мишкане, а позднее – в Храме, вплоть до периода правления царя Иошияѓу, который во время разрушения Храма спрятал сосуд (вместе с другой драгоценной утварью из Храма) в укромное место. Иошияѓу знал, что, в конце концов, Храм будет разрушен, и он не желал, чтобы ман достался врагам.

Наши мудрецы рассказывают, что, когда во времена пророка Ирмеяѓу сыны Израиля забросили изучение Торы, утверждая, что им нужно зарабатывать на пропитание детей и семьи, пророк вынул сосуд с маном, который хранился в Храме, и показал его народу.

«Вы видите это! — воскликнул он, указывая на ман, — Ваши отцы погрузились в изучение Торы, и поэтому Ѓа-Шем удовлетворял их нужды. Вы обязаны изучать Тору.

Знайте, что у Всевышнего много способов поддержать тех, кто испытывает перед Ним трепет!»

Законы, которые учат из мана

Наши мудрецы учили различные законы из мана. О некоторых из них читайте тут.

Сгула на зароботок

Шулхан Арух (Орах Хаим 1, 5) пишет, что для заработка хорошо произносить стихи о выпадении мана. Мишна Брура (там же) объясняет: смысл этого — чтобы человек верил, что его пропитание находится под контролем Всевышнего.

Ведь в Торе сказано, что, когда евреи собирали ман, у того, кто собирал много, в итоге оказывалось ровно столько же, сколько у собиравшего мало.

Это говорит нам о том, что чрезмерные усилия человека никак не повлияют на его достаток.

В книге Ташбец (гл. 256) цитируется Иерусалимский Талмуд (Брахот): «Каждому, кто будет произносить главу о мане, обещано, что пропитание его не уменьшится». Сам Ташбец написал, что гарантирует истинность этого. Но, разумеется, надо не только произносить слова, но вдумываться в них и верить полной верой в чудеса Творца.

Подробнее об этом читайте тут.

Уроки мана

Ман служит наглядным доказательством того, что только Творец дает пищу всем живым существам. Люди заблуждаются, думая, что они “зарабатывают” деньги. На самом деле,  они забирают ту долю, которая была им предназначена в прошедший Рош ѓа-Шана (Новый год), когда определились доходы всех людей на весь будущий год.

Мы должны рассматривать свой статус в мире сходным с положением наших праотцев в пустыне. Так же, как они, собирая ман, сознавали, что их долю дают им Небеса, мы должны понимать, что наши доходы определены Создателем – их дает нам Творец.

И как наши праотцы собирали только то, что было необходимо им на один день, так же еврей не должен стремиться к накоплению ненужных богатств.

Он обязан быть удовлетворен, обеспечивая для себя минимальные потребности в продолжение дня, а оставшееся время –  посвящать изучению Торы, как советовали наши Мудрецы:

“Сводите дела к минимуму и занимайтесь Торой!”

Подробнее об этом читайте в статье «Вечные уроки мана».

Источник: https://imrey.org/%D0%BC%D0%B0%D0%BD-%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть