Лихоборка

Новый Карамышевский и другие: какие мосты построят в столице в ближайшие годы – Wi-Fi.ru

Лихоборка

Невозможно представить столицу без ее главной водной артерии — Москвы-реки. А значит, и без мостов через нее. В границах города реку пересекает 35 мостов.

Большинство из них автомобильные, но есть и пешеходные — например, мост Богдана Хмельницкого у Киевского вокзала, Андреевский в Парке Горького, Патриарший мост около храма Христа Спасителя, и железнодорожные (к примеру, Белорусский или Дорогомиловский). Мосты возводят и через притоки Москвы-реки: Сходню, Яузу и другие. 

Город постоянно развивается, растет протяженность дорог и количество транспорта, а значит, необходимо строить новые и реконструировать уже существующие мосты. Рассказываем, какие сооружения через реки появятся уже в ближайшее время, а какие пока находятся на стадии проектирования. Всего до 2023 года в Москве планируется построить 18 мостов.

Через Сетунь, Кожуховский затон и не только

28 ноября в столице открыли движение по новому балочному мосту через 9-й шлюз Карамышевского спрямления Москвы-реки. Его протяженность — 600 метров, в каждом направлении по три полосы движения.

Конструкция, входящая в состав Северо-Западной хорды (СЗХ), соединяет улицы Народного Ополчения и Нижние Мневники.

Территорию вокруг благоустроят, здесь появится парк, где высадят около тысячи деревьев и шести тысяч кустарников.

Балочный мост улучшит транспортную ситуацию в районах Хорошево-Мневники, Филевский Парк, Кунцево и Крылатское. Также благодаря ему на Северо-Западной хорде  будет устранено одно из «бутылочных горлышек» и обеспечено бессветофорное движение автомобилей по основному ходу СЗХ.

Старый Карамышевский мост построили в 1937 году, а в 1983-м его реконструировали. Мост не рассчитан на такой плотный поток транспорта, как сейчас, поэтому и было принято решение о строительстве нового Карамышевского моста. Старое сооружение, расположенное в 200 метрах от нового, будет использоваться для маршрутов без выезда на СЗХ.

Сейчас в столице достраивают три моста. Через Кожуховский затон Москвы-реки возводят еще один шестиполосный мост. Его длина составит почти 530 метров.

Мост свяжет районы Нагатинский Затон, Южнопортовый и Печатники, улучшит транспортную доступность Нагатинской поймы и бывшей промзоны «ЗИЛ», где строятся жилые кварталы.

Также мост позволит с комфортом добираться до крупнейшего в Европе парка развлечений «Остров мечты», который строится в Нагатинской пойме.

Особенность моста — русловые опоры, аналогичные использовали при возведении моста через Керченский пролив. Опоры установили в русле реки, глубина которого с учетом иловых отложений составляет 18 метров.

Строительство находится на завершающей стадии. Конструкция проходит по части территории Нагатинской поймы, пересекает Москву-реку, продолжается в створе 2-го Южнопортового проезда и примыкает к 1-му Южнопортовому проезду. Под мостом планируется сделать разворот для автомобилей, а на трассе — организовать остановки общественного транспорта с заездными карманами.

Два небольших моста — около 100 метров каждый — строятся в Раменках через реку Сетунь. В каждом направлении будет организовано по три полосы движения.

Мосты возводят в рамках строительства первого участка южного дублера Кутузовского проспекта — от Аминьевского шоссе до Минской улицы. Трасса проходит вдоль путей Киевского направления Московской железной дороги.

Помимо двух мостов через Сетунь, проект включает съезды к кварталам перспективной жилой застройки. А самым крупным сооружением станет транспортная развязка на Минской улице.

Девять мостов в проекте

Еще девять мостовых сооружений находятся на стадии проектирования. Четыре из них войдут в состав участка Северо-Восточной хорды от Ярославского до Дмитровского шоссе.

Два моста построят в Останкинском районе через реку Лихоборку, два — в Свиблове через Яузу. Протяженность каждого составит около 260 метров.

По проекту на всех мостах будет по шесть полос движения, по три в каждом направлении.

Совсем рядом, на Сельскохозяйственной улице, планируется возвести еще один мост через реку Лихоборку. Протяженность конструкции составит всего 45 метров. Мост станет частью проекта реконструкции Сельскохозяйственной улицы.

Также в рамках проекта реконструкции (но уже Волоколамского шоссе) построят мост через Сходню в районе Покровское-Стрешнево. Здесь будет по четыре полосы движения в каждом направлении, а длина конструкции составит около 250 метров.

Строительство моста вместе с реконструкцией транспортной развязки Волоколамское шоссе — МКАД значительно увеличит пропускную способность магистрали.

Кроме того, появится возможность организовать бессветофорное движение на участке Волоколамского шоссе от МКАД до Ленинградского шоссе.

Самый длинный мост пройдет через Москву-реку по основному ходу Южной рокады от Шоссейной до Каспийской улицы. Его протяженность составит 1111 метров. В каждом направлении запроектировано по три полосы движения. Благодаря мосту появятся новые связи между районами Печатники, Марьино и Москворечье-Сабурово.

Над рекой Нищенкой построят мост протяженностью 51 метр, по две полосы движения в каждом направлении. Его построят в составе Юго-Восточной хорды на участке от Рязанского проспекта до Третьего транспортного кольца.

Еще одно мостовое сооружение запроектировано в Нагатинском Затоне через старое русло Москвы-реки (затон Новинки). Оно свяжет бывшую промзону «ЗИЛ» с проспектом Андропова. Мост пройдет от набережной Марка Шагала до проектируемого проезда № 4062. Протяженность конструкции составит 580 метров, в каждом направлении будет по две полосы движения.

Благодаря новым мостам городские территории будут лучше связаны, а перепробег транспорта значительно снизится.

Источник: https://wi-fi.ru/news/RgsVEM87ENFp-novyy-karamyshevskiy-i-drugie-kakie-mosty-postroyat-v-stolitse-v-blizhayshie-gody

Река Лихоборка: характеристика, расположение и фото

Лихоборка

Река Лихоборка расположена в Москве, в Северо-Восточном административном округе. Она считается правым притоком Яузы, это самая протяженная из малых рек столицы.

Ее общая длина составляет более 30 километров, при этом только 10,5 протекают в открытом русле, 17,5 – в подземном коллекторе и еще чуть больше двух километров – в обводном канале.

Таким образом, это еще и самая длинная подземная река Москвы. Площадь ее бассейна- 58 квадратных километров.

Свое начало она берет в районе поселка Ново-Архангельское, ее устье расположено неподалеку от станции столичного метрополитена “Ботанический сад”, у реки Яузы. С 1991 году устье этой реки официально объявлено памятником природы.

Географическое положение

Исток реки Лихоборки – в живописных лесах возле поселка Ново-Архангельское. Неподалеку от Коровино она принимает правый приток – Бусинку, а после течет уже по подземному коллектору. На поверхность возвращается только в районе Лихоборской набережной, пересекая Савеловское и Октябрьское направление столичной железной дороги.

После этого путь реки Лихоборки пролегает прямо под депо Серпуховско-Тимирязевской линии метрополитена. Протекая по северо-восточной окраине Ботанического сада Российской академии наук, она впадает в Яузу (в районе станции метро “Ботанический сад”).

Основное использование реки Лихоборки заключается в обводнении рек Москвы и Яузы волжской водой, которая сбрасывается из Химкинского водохранилища через Головинские пруды.

Название

Скорее всего, название реке дали боры, окружавшие ее в XVI веке. Вся местность тогда была покрыта дубравами, холмами и березовыми рощами.

Река Лихоборка, фото которой есть в этой статье, также свое название могла получить от “Лихого Бора” – так называли дорогу на Дмитров, считавшуюся крайне опасной из-за разбойников, скрывавшихся в этих густых лесах. По еще одной версии, своим названием она может быть обязана деревням Верхние и Нижние Лихоборы.

При императоре Петре I по руслу этой реки планировалось организовать часть водного пути до Волги.

В 1765 году английским купцом Францем Гарднером в этих местах была построена фарфоровая фабрика, сохранившаяся до наших дней.

В советское время

Во времена советской власти река Лихоборка в Москве обмелела. На карте 1952 года можем встретить только ручей на месте Ховринской больницы, дальше шла заболоченная местность.

Во время Великой Отечественной войны на территории Ботанического сада вырыли окопы, а на берегу самой Лихоборки стояла артиллерия.

В 50-е годы прошлого века в Москве начались работы по обогащению урана, которые проводились под руководством Берии. Целью было создание ядерного щита и проведение исследований в сфере мирного атома.

В районе столицы тогда стали образовываться радиоактивные свалки. По утверждениям историков, отходы от опасного производства свозились за город, где засыпались метровым слоем грунта.

Могильник на реке Лихоборке считается одной из наиболее опасных свалок радиации в Москве.

Притоки

Правым притоком Лихоборки является река Бусинка, протекающая на севере столицы. Ее протяженность всего 4,5 километра, к тому же часть находится в коллекторе. Река начинается около двух полигонов ТБО, а под МКАД уходит в коллектор, выходя на поверхность только в промышленной зоне. После этого она снова возвращается в коллектор – вплоть до впадения в Лихоборку.

Река Жабенка связывает подмосковные местности Нижние Лихоборы и Петровско-Разумовское. В половодье она сильно разливается, затапливая прибрежные села. Дегунинский ручей известен так же, как Спирков вражек. В наши дни он целиком находится в подземном коллекторе.

Левый приток Лихоборки – ручей Коровий Враг. Также к притокам этой реки относят Аксиньин, Бескудниковский, Богоявленский ручьи, Головинские пруды.

Экопарк

В 2004 году столичной властью был созданы экологические парк под названием “Лихоборка”. Он был объявлен памятником природы регионального значения.

Вскоре начали приводить в порядок берега сразу нескольких московских рек, был составлен план благоустройства набережной реки Лихоборки.

Кроме этого, провели очистку русла, с прилегающих территорий убрали автостоянки и гаражи, возвели спортивно-развлекательные и культурно-досуговые объекты.

С 2014 года, когда руководство московских парков получило право на самостоятельное распределение денег на ремонт и благоустройство территорий, парк “Долина реки Лихоборки” отошел в управление Лианозовскому парку.

Сейчас на этом месте планируется создать особо охраняемую природную территорию. Летом 2017 году были проведены работы по углублению и очищению русла реки от мусора, обустроены прибрежные зоны.

Отмечалось, что предыдущая уборка проводилась только в 1939 году.

При этом Архнадзор все равно выдал предписание, отметив, что очистку пруда проводили без всех необходимых согласований, использовали тяжелую гусеничную технику, что нанесло ущерб всей экосистеме.

Столичное правительство планирует организовать зеленую территорию с местами для велосипедных и пеших прогулок. Находится парк “Долина реки Лихоборки” на Алтуфьевском шоссе, 8а.

В 2017 году на берегу Лихоборки было запланировано возвести первый в столице буддистский храм размером почти в три тысячи квадратных метров.

Застройка прибрежных территорий

В 2016 году стало известно, что берега Лихоборки могут быть застроены. Московское правительство решило изъять под эти цели опытные поля Тимирязевской академии, которые были расположены как раз на берегу реки.

Проблема состояла в том, что грунтовые воды, расположенные непосредственно под этими полями, питали не только Лихоброку, но и пруды Тимирязевской академии, водоемы на ВДНХ, соединяя их друг с другом. Предполагается, что застройка и осушение этих территорий нанесет серьезный ущерб прилегающему лесу, в котором обитает много редких для столицы видов животных.

Сейчас в этих местах ведется активная застройка. Основные минусы заключаются в отсутствии станции метро в районе Лихоборской набережной, линии метро не проходят даже в непосредственной близости от этих мест.

Ближайшей станцией считается “Водный стадион”, расположенный на Замоскворецкой линии. Это более чем в двух километрах от набережной, поэтому отсюда ближе всего добираться наземным общественным транспортом.

При этом на самой набережнойт общественный транспорт не ходи, а ближайшие остановки находятся в районе улиц Автомоторная и Онежская. Тут ходят маршрутные такси и более десятка маршрутов городских автобусов большой вместимости.

Экологическое состояние

Сейчас долина реки находится в критическом экологическом состоянии, ее одновременно загрязняют несколько десятков неблагополучных с природоохранной точки зрения предприятий, а также снегоплавильные камеры Мосводоканала.

С 2008 года в районе Ховринской промзоны, всего в 50 метрах от реки, появилась несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, площадь которой сейчас достигла одного гектара.

Чтобы предотвратить дальнейший выброс мусора, на территории были даже выставлены круглосуточные посты экологической полиции.

А через несколько месяцев еще одну несанкционированную свалку в районе научно-производственной базы Декоративного растениеводства разместили сразу два предприятия, организующих вывоз ТБО. Столичные коммунальщики начали работы по расчистке берегов реки от мусора только осенью этого же года.

Рыбные ресурсы

Рыбалка на реке Лихоборке с недавних пор стала весьма затруднительной. Особенно после того, как летом 2008 года тут была зафиксирована массовая гибель рыбы. Предположительно, причиной стал выброс горячей воды с одной из близлежащих теплоэлектростанций. Исследование проб воды показало, что уровень загрязняющих веществ не превышен.

В самом конце 2014 года прокуратурой было установлено, что государственное унитарное предприятие по эксплуатации столичных водоотводящих систем “Мосводосток” осуществляло сбросы сточных вод, не проводя их предварительной очистки. Были направлены иски, чтобы обеспечить очистку и обезвреживание сточных вод до предельно допустимых значений загрязняющих веществ.

В январе 2014 года по всем новостным лентам прошло сообщение о том, что воды Лихоборки окрасились в оранжевый цвет. Экологи высказали версию, что причиной могло стать размытие береговых глин после сильных осадков и потепления.

В настоящее время, даже несмотря на сильное загрязнение бытовым мусором и сброс отходов в реку, на прибрежных территориях до сих пор сохранилось много разнообразной растительности и животных. Сейчас в реке обитают четыре вида пиявок, моллюски, ракообразные, десятки видов рыб. На берегу гнездятся более полусотни птиц. В 2017 году в бассейне Лихоборки обнаружено множество крякв.

Место в топонимике

Можно встретить в Москве немало топонимических объектов, названных в честь этой реки, даже несколько московских улиц. Так, в конце XIX века существовали Первый и Третий Лихоборские тупики, а также Верхнелихоборская, Первая и Четвертая Лихоборские улицы.

А с 1950 года улица Вырубка леса и Новопроектируемые проезды были переименованы в Первый, Второй и Третий Лихоборские проезды. В наше время существует улица Лихоборские Бугры, а также есть Лихоборская набережная.

Источник: https://FB.ru/article/412549/reka-lihoborka-harakteristika-raspolojenie-i-foto

Самые интересные и загадочные реки Москвы

Лихоборка

Столицу России невозможно представить без Москвы-реки с красивыми набережными, величественными монастырями и живописными парками, расположенными на ее берегах. По территории Москвы протекает около 150 рек и ручьев. Из них примерно 100 (полностью или частично) – под землей. Прямо под городом. Предлагаем узнать больше о девяти самых интересных водных артериях города.

Неглинная

историческая река Москвы, которая сегодня полностью помещена в подземный коллектор. Протекала вдоль Кремлевской стены и около Водовзводной башни впадала в Москву-реку.

Сегодня в Александровском саду недалеко от торгового центра «Охотный ряд» можно увидеть имитацию реки над её историческим руслом.

Настоящая же река течет глубже. Впервые упоминается в 1401 году как Неглимна. Название могло произойти от слова «неглинок» — болотце, а также от балтского корня «glim» — глубина, потому как известно, что в древнюю эпоху эти места неселяли балтские племена.

В честь реки названо множество улиц и площадей города.

Например, Трубная площадь получила название по отверстию в стене Белого города, через которое текла Неглинная, Самотёчная улица по пруду из которого выткал приток Неглинной (сама Неглинная нередко также называлась Самотёка), Кузнецкий мост – по мосту через реку. Река начиналась в болотистой местности возле Марьиной рощи и поворачивала к западу в районе Птичьей башни Китайгородской стены.

Рачка

Речка-ручей вытекала из Поганой лужи (ныне – Чистый пруд). Название происходит от слова «рак» (рачья река) или от старинного произношения слова «речка» («рачка» – речка в белорусском).

Рачка была очень грязной рекой, особенно после разливов. Известен случай, когда река затопила церковь Троицы во Грязех. Рачка текла через Кулижки близ Ивановской горки и пересекала Васильевский луг (где сейчас Военная академия) и впадала в Москву недалеко от Белогородской стены.

Сегодня о существовании реки напоминает лишь Подкопаевский переулок, название которого происходит от мест добычи глины на реке, где её берега «подкапывались».

Черторый

Большой ручей, который начинался в Козьем болоте на месте Патриаршего пруда и протекал вдоль Белогородской стены (нынешнего Бульварного кольца), впадая в Москву недалеко от Семиверхой башни Белогородской стены (недалеко от современного Храма Христа Спасителя).

«Черторой» — овраг, рытвина от воды. Ручей Сивка, который впадал в Черторый, дал название переулку Сивцев Вражек недалеко от Арбата.

Улица Пречистенка до 1658 года назвалась по ручью – Чертольская, а Чертольский переулок до сих пор на карте Москвы.

Пресня

«Ходил молодец на Пресню…» — песня из известной сказки «Конёк-Горбунок». Пресня упоминается и у Маяковского. Река дала название району Москвы и имела богатую историю. Известный на всю страну Горбатый мост – символ мятежной истории России XX века, находился именно на этой реке.

Начиналась в южной части современного Тимирязевского лесопарка далее в сторону Петровского парка и Московского зоопарка, впадая в Москву возле Дома Правительства. В Пресню впадали Кабаниха и Бубна, которые начинались возле Патриаршего пруда. Пресненские пруды – единственные пруды, оставшиеся от течения реки Бубны. Пресня ныне полностью под землей.

Яуза

Самая крупная река исторической Москвы после самой Москвы. Упоминается в летописи еще в 1156 году как Ауза. Название возможно имеет балтское происхождение. Близ Яузы проходили торговые пути из южной России во Владимир. Сегодня сохранилась полностью и имеет обширную набережную. Судоходна до Оленьего моста близ Сокольников.

Яуза начинается за МКАДом в районе Национального парка «Лосиный остров», течет через Мытищи и северные районы Москвы, пересекает Ярославское направление железной дороги и впадает в Москву возле сталинской высотки – Дома на Котельнической набережной.

В реку впадает большое число московских речек, в том числе и подземных. Под Яузой проходят три ветки метро и Лефортовский тоннель; над рекой — 5 железнодорожных, 22 автомобильных и 2 метромоста.

Лихоборка

Пожалуй, самый крупный приток Яузы, её протяженность — 30 километров, примерно 10 из которых в открытом русле. Начинается за МКАДом близ села Ново-Архангельского (Бусинка). Название реки происходит от «Лихого Бора» — места обитания лесных бродяг вдоль дороги на Дмитров, промышлявших разбоем. По другой версии «лихой бор» — густой бор, покрывавший берега реки.

Сегодня река протекает через множество неблагополучных промзон и железных дорог. Одна из самых загрязненных рек Москвы, но, несмотря на это, власти облагородили несколько участков.

Нищенка

Река начинается в юго-западной части Измайловского лесопарка и впадает в Москву в районе Печатников близ Николо-Перервинского монастыря.

Нищенка получила свое название из-за своей маловодности, однако по легенде в этих местах собиралось много нищих, где родные прощались со ссыльными, отправляющимися на каторгу по Владимирскому тракту.

Нищенка сегодня протекает через одни из самых недорогих районов Москвы и промзоны.

Сетунь

Вторая после Яузы крупная открытая река, впадающая в Москву. Название на «сет-» часто встречается среди рек Поочья. В балтских языках siets — «глубокое место в реке».

Начинается возле города Одинцово и течет на восток, минуя Сколково, промзону Очаково, Матвеевский лес и Парк Победы вблизи Киевского направления железной дороги, где и впадает в Москву.

Множество её притоков охватывают весь юго-запад Москвы – Раменка, Очаковка, Самородинка. Здесь располагаются РУДН, МГИМО и множество других учебных заведений.

Химка

До XIX века называлась Хинка, а у некоторых селений Хилка. Дала название большому Химкинскому водохранилищу, ставшему частью канала, соединяющего Москву с Волгой. Начинается в Химкинском лесу, пересекает МКАД и в районе Тушино впадает в Москву с открытым руслом. Частично проходит по Химкинскому водохранилищу.

отсюда

19.06.2017

Источник: http://sovet-sadovody.ru/samye-interesnye-i-zagadochnye-reki-moskvy/

Лихоборка – река мечты

Лихоборка

Дерзкое название реки Лихоборки может быть связано с «разбойничьими» лесами, по которым шли торговые пути. Здесь проходила дорога на Дмитров, вдоль которой и правда можно было наткнуться на «лихих людей». Однако это только предположение. Скорее всего, свое имя река получила за роскошные, «лихие», древесные массивы на своих берегах.

Лихоборка в парке «Отрада» (фото: mos.ru)

Есть и более скучная версия – река получила название от деревень Верхние и Нижние Лихоборы, как и многие малые реки. Поэт Михаил Чевега, пародируя знаменитые строки Льва Ошанина («Издалека долго течет река Волга…»), посвятил Лихоборке такое стихотворение (журнал «Знамя», 2014 год, №10):

Из далека долгоТечет река Лихоборка.Течет река Лихоборка,Ей скоро конец и край.Среди домов блочных.Среди девиц сочных.Среди парней точных.

Прямо в рай.

Лихоборка – самый крупный правый приток Яузы. Ее длина примерно 18 километров, из них на территории Москвы находится 14 километров. Площадь бассейна составляет 55 квадратных километров, да и в целом река не самая широкая – 6-8 метров в нижнем течении с максимальным расширением до 14 метров.

В разных местах глубина Лихоборки достигает от полуметра до двух. В некоторых местах русло сужено наносами ила, сквозь которые пробиваются камыши.

Справа и слева от Лихоборки ее небольшие притоки: Норишка и Жабенка, Коровий овраг, Дегунинский, Бескудниковский и Владыкинский ручьи (почти все они скрыты коллекторами).

Истоки

Река Лихоборка (фото: logoworsk.narod.ru)

Лихоборка и правда течет издалека – как правило, ее истоком считается начало реки Бусинки, которое находится за МКАДом недалеко от Долгопрудненского кладбища, между Лихачевским проспектом и путями Октябрьской железной дороги. Далее Бусинка пересекает свалку твердых бытовых отходов и, достигая МКАДа, ныряет в подземный коллектор.

После этого она на короткий отрезок выныривает из-под земли в районе пересечения Бусиновского проезда и Ижорской улицы и в том же месте принимает свой левый приток – ручей Коровий Враг. Место слияния этих двух водотоков можно считать «официальным» началом самой Лихоборки, по аналогии с тем, как Обь начинается при слиянии рек Бия и Катунь.

В среднем своем течении Лихоборка не часто появляется в открытом русле – большая часть проходит по подземным коллекторам, поскольку жилая и промышленная застройка заняли почти всю долину этой реки.

Облик сформировался не самый привлекательный — исторически сложившаяся хаотичная застройка перемежается несанкционированными свалками и огородами.

Такая ситуация типична для малых рек и ручьев Москвы. В частности на территории Северного административного округа протекает 21 водоток, общей протяженностью 79,1 километров, из которых 19,7 — в открытых руслах, а 59,4 — в подземных коллекторах. Многие реки канализированы полностью.

Речные системы часто определяют особенности заселения территории — русла рек и водоразделы выступают в роли естественных рубежей, которые помогают проводить административные границы.

В нашем случае по водоразделу Лихоборки и Чермянки частично проходит граница Северного и Северо-Восточного округов Москвы: она совпадает с участком железной дороги между платформами Дегунино и Марк. Самым крупным притоком реки Москвы в городской черте является Яуза.

Именно Яуза и Лихоборка еще в начале XVIII века рассматривались как один из возможных участков канала, соединяющего Москву и Волгу. Однако в петровские времена сооружение такого канала оказалось слишком сложным технически, и на долгое время от его реализации отказались. В то же время Яуза со своими притоками имела большое транспортное значение, как участок водного пути во Владимир.

Прошлое

«Москва – городок и окрестности в XII веке», акварель А.М. ВаснецоваСейчас трудно представить, как бы выглядела территория в междуречье Химки и Яузы, если бы здесь и правда проходил канал от Волги до Москвы реки. Ясно одно – вряд ли бы этот район избежал индустриализации.

Долина Лихоборки и раньше притягивала населенные пункты и промышленные объекты. На ее берегах и на берегах притоков располагались села Бусиново, Ховрино (с усадьбой Грачевка), Новое и Старое Владыкино, Коровино, деревни Нижние и Верхние Лихоборы. Уже в первой половине XVIII века в районе зарождались первые промышленные предприятия.

На Лихоборке и в соседнем Свиблове появились суконные фабрики Кожевникова и Вильдена. В 1843 году в источниках впервые встречаются документальные сведения о «сельце Лихоборка близ Свиблова», представлявшем собой ряд фабричных корпусов и общежитий для рабочих.

Мельница на Лихоборке еще в 1832 году была сдана в аренду для устройства прядильни купчихе Варгиной. В селе Владыкино во второй половине XIX века появились воскоотбельный и кирпичный заводы, а также трактир. На местных болотах активно добывали торф.

К началу XX века около Верхних Лихобор было построено три кирпичных завода – Калинина, Стриженова и Юдиной. Все это привело к росту численности местного населения. Постепенно промышленность захватывала все большие территории и предавала провинции индустриальные черты.

Сейчас Лихоборка имеет большое значение для обводнения московских рек волжской водой (в первую очередь для Яузы), ведь именно по ней она поступает из Химкинского водохранилища по Головинскому каналу. В связи с этим когда-то мелкая речушка отличается ныне многоводностью и быстрым течением.

Настоящее

Устье реки Лихоборки (фото: mospriroda)В современной Москве речные водоразделы поглотила жилая и промышленная застройка, в то время как речные долины – пониженные и сырые участки – привлекали строителей в последнюю очередь.

В большинстве случаев речные долины превращались в цепочки пустырей, нарушенных и загрязненных пойменных лугов, низинных болот и перелесков. В то же время, именно в долинах сохранились многие естественные природные территории, парки и леса.

Так, устье реки Лихоборки в 1991 году было признано памятником природы регионального значения.

Станет ли долина реки Лихоборки в ближайшие годы комфортным общественным местом с парками, велодорожками и площадками для наблюдения за птицами, как это планируется — пока остается неясным. Возможно, в новом облике она вдохновит современных поэтов совсем на другие строки.

Подземная Лихоборка

Лихоборка прячется в коллекторе (фото: logoworks.narod.ru)

Московские диггеры, побывавшие в подземной части Лихоборки, так описывают ее состояние: «Коллектор Лихоборки имеет два основных подземных участка: под районом Ховрино и в районе метро Владыкино. Низовья коллектора под районом Ховрино идут сначала в две нитки из сборных железобетонных колец диаметром два метра, а затем переходят в однониточное прямоугольное сечение также двухметровой высоты.

В среднем и верхнем течении коллектор переходит в круг диаметром 3,5 метра. Почти все время в коллекторе стоит густой туман и высокая температура (около 30 градусов по Цельсию). В районе Владыкино проложен короткий широкий коллектор. Его длина не превышает 1,5 километров. Количество ниток изменяется от одной (в верховье) до трех (в середине).

Часть отрезков выполнена в прямоугольном сечении, часть – в круглом. Все конструкции из сборного железобетона. Диаметр круглого сечения – 3,5 метра. Высота прямоугольного – четыре метра. Течение здесь сильное: может сбить с ног. На дне много крупного мусора, попадаются сильно заиленные участки в нитках со слабым течением. Большая часть смотровых колодцев непригодна для спуска и подъема.

Низовья коллектора непроходимы из-за большой глубины».

«Двойник» Лихоборки

Русло Норишки, используемое Головинским каналом (фото: logoworks.narod.ru)

Через Лихоборку в Яузу из Канала имени Москвы поступает волжская вода. Для этого в 1940 году, через три года после заполнения водой канала Москв- Волга, был построен Головинский канал длиной семь километров.

Он начинается в юго-восточной части Химкинского водохранилища, проходит через Головинское пруды и сбрасывает воду в приток Лихоборки – реку Норишку, почти целиком заключенную в коллектор.

Потом проходит по спрямленному нижнему участку русла Норишки (улица Онежская) и уже сам впадает в Лихоборку – Головинский канал из-за этого иногда ошибочно считают истоком Лихоборки. 

Дмитрий Мартьянов (по материалам «Дилетант Медиа»)

Источник: https://MoscowSeasons.com/articles/likhoborka-reka-mechty/

Название

Скорее всего, название реке дали боры, окружавшие ее в XVI веке. Вся местность тогда была покрыта дубравами, холмами и березовыми рощами.

Река Лихоборка, фото которой есть в этой статье, также свое название могла получить от “Лихого Бора” – так называли дорогу на Дмитров, считавшуюся крайне опасной из-за разбойников, скрывавшихся в этих густых лесах. По еще одной версии, своим названием она может быть обязана деревням Верхние и Нижние Лихоборы.

При императоре Петре I по руслу этой реки планировалось организовать часть водного пути до Волги.

В 1765 году английским купцом Францем Гарднером в этих местах была построена фарфоровая фабрика, сохранившаяся до наших дней.

Притоки

Правым притоком Лихоборки является река Бусинка, протекающая на севере столицы. Ее протяженность всего 4,5 километра, к тому же часть находится в коллекторе. Река начинается около двух полигонов ТБО, а под МКАД уходит в коллектор, выходя на поверхность только в промышленной зоне. После этого она снова возвращается в коллектор – вплоть до впадения в Лихоборку.

Река Жабенка связывает подмосковные местности Нижние Лихоборы и Петровско-Разумовское. В половодье она сильно разливается, затапливая прибрежные села. Дегунинский ручей известен так же, как Спирков вражек. В наши дни он целиком находится в подземном коллекторе.

Левый приток Лихоборки – ручей Коровий Враг. Также к притокам этой реки относят Аксиньин, Бескудниковский, Богоявленский ручьи, Головинские пруды.

Застройка прибрежных территорий

В 2016 году стало известно, что берега Лихоборки могут быть застроены. Московское правительство решило изъять под эти цели опытные поля Тимирязевской академии, которые были расположены как раз на берегу реки.

Проблема состояла в том, что грунтовые воды, расположенные непосредственно под этими полями, питали не только Лихоброку, но и пруды Тимирязевской академии, водоемы на ВДНХ, соединяя их друг с другом. Предполагается, что застройка и осушение этих территорий нанесет серьезный ущерб прилегающему лесу, в котором обитает много редких для столицы видов животных.

Сейчас в этих местах ведется активная застройка. Основные минусы заключаются в отсутствии станции метро в районе Лихоборской набережной, линии метро не проходят даже в непосредственной близости от этих мест.

Ближайшей станцией считается “Водный стадион”, расположенный на Замоскворецкой линии. Это более чем в двух километрах от набережной, поэтому отсюда ближе всего добираться наземным общественным транспортом.

При этом на самой набережнойт общественный транспорт не ходи, а ближайшие остановки находятся в районе улиц Автомоторная и Онежская. Тут ходят маршрутные такси и более десятка маршрутов городских автобусов большой вместимости.

Рыбные ресурсы

Рыбалка на реке Лихоборке с недавних пор стала весьма затруднительной. Особенно после того, как летом 2008 года тут была зафиксирована массовая гибель рыбы. Предположительно, причиной стал выброс горячей воды с одной из близлежащих теплоэлектростанций. Исследование проб воды показало, что уровень загрязняющих веществ не превышен.

В самом конце 2014 года прокуратурой было установлено, что государственное унитарное предприятие по эксплуатации столичных водоотводящих систем “Мосводосток” осуществляло сбросы сточных вод, не проводя их предварительной очистки. Были направлены иски, чтобы обеспечить очистку и обезвреживание сточных вод до предельно допустимых значений загрязняющих веществ.

В январе 2014 года по всем новостным лентам прошло сообщение о том, что воды Лихоборки окрасились в оранжевый цвет. Экологи высказали версию, что причиной могло стать размытие береговых глин после сильных осадков и потепления.

В настоящее время, даже несмотря на сильное загрязнение бытовым мусором и сброс отходов в реку, на прибрежных территориях до сих пор сохранилось много разнообразной растительности и животных. Сейчас в реке обитают четыре вида пиявок, моллюски, ракообразные, десятки видов рыб. На берегу гнездятся более полусотни птиц. В 2017 году в бассейне Лихоборки обнаружено множество крякв.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть