Буртас

Исчезнувший народ – буртасы

Буртас

История народа буртасов состоит из различных мифов и легенд. Этот исчезнувший этнос вызывает множество споров и основной причиной является то, чем многие историки и исследователи грешат, и это не только касается вопроса о буртасах. Всегда есть соблазн у любого исследователя совершить «великое открытие».

Интерес к народу буртасов проснулся вначале 2000–х.

Отчасти благодаря желанию некоторых историков и краеведов озвучить свои полюбившиеся концепции, отчасти благодаря замечательному археологическому открытию европейского масштаба у посёлка Золотарёвка, вселяющему надежду на новые интересные исторические открытия. Необходимо рассмотреть все версии о происхождении и исчезновении этого загадочного народа.

Первые упоминая в летописи

Вопрос о локализации этого народа и временных рамках его существования остаётся открытым. Есть упоминание арабского географа Кальби, в котором он повествует о каком-то народе бурджасов.

Другие восточные географы, такие как Ибн–Руст, Истахри и Масуди, действительно в своих работах называют этническую группу буртасов и даже описывают их. Но есть тут один интересный нюанс: в 922 г. некий Ибн–Фадлан был в обозначенных великими географами местах.

Его маршрут пролегал от столицы хазар (низовье Волги) до столицы булгар. И он ничего не слышал о народе буртасов.

Эта ситуация явно требовала разъяснений. Ибн–Хаукаль в 976 году напишет о том, что не осталось следов в тех областях от буртасов, хазар и булгаров. Пришли русы: всех перебили, разогнали, а земли взяли себе.

Есть и ещё не менее интересный источник – письмо хазарского царя Иосифа. Он перечисляет народы по реке Итиль (Волга), которые усердно платят ему дань: «в-н-н –тит» (вятичи?), «с-в-р» (северяне?) и среди них упоминается такой этнос «бурт-с».

Может это и есть древняя исчезнувшая народность?

Теории происхождения буртасов

Называются три основных версии происхождения народа. Все они вызывают множество споров в научной среде и являются чисто гипотетическими, однако необходимо их озвучить:

  • Алано–асская. В пользу этой теории говорят факты трупосожжения и погребальные обряды, аналогичные с обрядами имевшиеся у сармато-алан.
  • Тюркская. Здесь утверждается родство с волжскими булгарами.
  • Финно-угорская. Согласно этой концепции исчезнувший народ буртасов стал предками мишарей и мордвы. Он оставили после себя памятники городецкой археологической культуры.

Согласно источникам восточных географов, основными занятиями у них было земледелие, оседлое животноводство и особенно подчёркивается бортничество. Среди животных на первом месте стоят свиньи.

Имеются огромные стада крупного рогатого скота и овцы.

Занятие бортничеством, как одним их основных видов деятельности, наталкивает на мысль, что древний народ (буртасы) проживал либо в лесу, либо в лесостепной зоне.

Но особого упоминания удостаивается экспорт пушнины. Меха чёрной лисы очень дорого ценились как в европейских дворцах, так и на Востоке. Они приносили купцу тысячу процентов чистой прибыли.

Из всех эти сведений можно сделать определённые выводы. Буртасы не были жителями степи. Их занятия подходят для оседлого образа жизни (земледелие, бортничество).

В не меньшей степени их интересовали и промыслы пушнины (лисы, бобры и т. д.). Отдельные острова лесостепи находятся у левых притоках Дона, в долинах таких рек, как Медведица и Бузулук.

Эти лесостепные островки не только богаты различным зверем, но имеют благодатную почву для занятия земледелием.

Необходимо сразу оговориться: краткие сведения о народе буртасов можно получить лишь по письменным источникам арабских географов и путешественников.

К сожалению, на данный момент не найдено предметов материальной культуры, которые можно было бы однозначно идентифицировать как принадлежащие этому легендарному и ныне исчезнувшему этносу.

Правда есть музей, посвящённый их истории, но о нём пойдёт речь ниже.

Царица исчезнувшего народа

В Пензенской области были найдены следы этнической группы. Есть две интересные деревни для энтузиастов и поклонников истории народа буртасов – это Сканово и Наровчат. При въезде в Сканово стоит памятник женщине-воину – Нарчатке.

Она не побоялась поднять свой народ и сразиться с оккупантами – монголами. Её брат Атямас проводил довольно успешные рейды по тылам монголов в 1242 году. По другим сведениям, был вероломно убит 9 апреля 1241 года.

Они были детьми мокшанского царя Пуреша, поэтому им выпало судьбой встать на защиту своего народа.

https://www.youtube.com/watch?v=YZ242iBU1iI

В письменных источниках не сохранилось упоминание о Нарчатке. Но на монетах мокшанских женщин, которые они используют для украшения своих головных уборов можно встретить её изображение.

О легендарной героине мордовского эпоса уважительно отзывался и хан Батый. Она отчаянно бросилась в бой с захватчиками, но силы были неравны, и Нарчатка со своим боевым конём бросилась в реку Мокша.

Героическая гибель сделала её легендой Мордовии.

Но в некоторых преданиях её имя связывают с буртасами. И кое-кто из российской научной среды готов с этим согласиться. Необходимо попытаться разобраться в этом вопросе.

Нарчатка – героиня мордовского эпоса

Скудность данных не позволяет провести полноценного исследования. Поэтому приходится опираться на эпос и легенды. Её называют наследницей царя Пуреша, который сопровождал войска татаро-монголов в их походе на Центральную Европу. Ему не нравилась вассальная зависимость от хана Батыя.

Да и потери, которые мокшане несли в европейских городах, натолкнули его на мысль о союзе с Генрихом Благочестивым. От такого ненадёжного союзника разумнее было избавиться, что монголо-татары и сделали. Они хитростью разоружили мокшан, а затем перебили их спящими.

Пуреш и его сын Атямас погибли.

Уцелевшие объединились вокруг Нарчатки. Теперь она играла роль руководителя, что, впрочем, логично. Возникает другой вопрос: “А могла ли женщина в те времена возглавить войско?”. У других народов таких примеров нет.

И ещё один момент не в пользу её буртасского происхождения. Если она была царицей и наследницей мокшанского царя, то о каких буртасах может идти речь? Вопросов много и только наличие новых данных может помочь доказать или опровергнуть гипотезы, о её происхождении.

Краткие сведенья о народе буртасов поднимают множество вопросов в научной среде. И тем приятнее, что к этой тематике с энтузиазмом обращаются и просто любители истории родного края и даже, не жалея сил и средств, открывают музей. Ярким примером является музей истории и культуры буртасов.

Это единственный источник хоть какой-нибудь информации по данной теме.

Музей истории и культуры буртасов

Он располагается в селе Сканово Пензенской области возле знаменитого женского Троице-Скановского монастыря. Его экспозиции условно поделены на три периода: брахманский, золотоордынский и христианский.

Основу составляют находки из древнего могильника на Саранской горе. Это дротики, браслет бронзовый и фрагменты других украшений. Кроме этого, здесь находится народная одежда буртасов, вернее их потомков, и множество других интересных экспонатов.

Давать оценку сложно, но видно невооружённым взглядом, что этот музей призван передать не только атмосферу таинственности вокруг этого легендарного этноса, но и пробудить интерес к богатой культуре и истории России и её народа.

И такой вклад обычных, простых граждан вызывает уважение.

К вопросу об этнониме «буртасы»

В источниках, дошедших до наших времён, подчёркивается, что язык буртасов не похож на хазарский или булгарский. Они не говорят и на языке руссов. У них свой собственный язык.

Лингвисты, опираясь на аланскую теорию происхождения буртасов, попытались найти корни названия народа из иранских языков. Кроме того, нельзя игнорировать сообщения персидского историка Рази. В 17 веке он упоминает народ фурдас.

Этот этноним мы встречаем и у Бакри. Вполне возможно, что потом он был исковеркан и дошёл до нас как “буртас”.

Если переводить это сложносоставное племенное название с иранских языков, то получается «фурт» – сын, а «ас» – это одна из аланских этнолингвистических общностей. То есть полный перевод буквально означает «сын асский».

Строй древних народов края Буртасов

Но вот что действительно шокировало арабских писателей – обычаи и традиции этой этнической группы.

Начать нужно с того, что вырастая, женщины выходили из-под опеки отца и сами выбирали себе мужей, и никто не мог повлиять на их выбор. Второе интересное наблюдение – это их погребальные обряды.

С одной стороны присутствовали и мирно уживались две традиции: трупосожжение и захоронение в землю – это говорит об их веротерпимости.

«Главных» над буртусами не было. Они доверяли вершить суд и улаживать различные распри наиболее авторитетным и уважаемым старцам.

Если проводить параллели, то такое устройство было присуще кельтам (друиды) и индусам (брахманы). Одним словом власть принадлежала мудрецам, решениям которых доверяло всё общество.

То есть они полагались на мудрость и опыт, а воины занимались тем, что и должны делать: защищали слабых.

Как выглядели буртасы?

Практически не осталось описания внешности «лесостепных асов». К ним приписывают гузов, чья вера очень похожа на веру исчезнувшей народности. После ассимиляции с булгарами практически на тех же землях, которые упоминают средневековые восточные географы, осталась группа, самоназвание которых – «бурташи».

Описание внешности народа буртасов так и остаётся открытым и по сей день. Этот легендарный этнос мог оказать своё влияние и на мордву, татар, осетин. Фото внешности народа буртасов, как они выглядели, пробует дать Музей истории и культуры.

Но это можно расценивать лишь как попытку энтузиастов воссоздать и заполнить белые пятна в истории родного края.

Мифологизация истории

Пенза плавно подходила к празднованию своего трехсотпятидесятилетия. К этой прекрасной и замечательной дате подготовились основательно не только администрация города, но и ряд историков, краеведов.

Была начата целая компания, с целью убедить жителей города в том, что они являются славными потомками буртасов, но она провалилась – видимо, жители этого прекрасного уголка России идейно «не созрели». Оно и понятно: слишком смелое заявление не только для историков, но и для людей, просто увлечённых историей своей Великой Родины.

Это не означает, что вопрос о буртасах однозначно закрыт. Нет. Просто необходимо больше данных и более серьёзный их анализ.

https://www.youtube.com/watch?v=7MBYuNJcSek

В Пензенской области достаточно открытий и мирового масштаба. Одно Золотарёвское городище чего стоит. Возможно, оно и прольёт свет знания по данной тематике. Время покажет.

Заключение

Краткие сведения о народе буртасов, оставленные потомкам благодаря трудам многих восточных средневековых авторов, и ряд других косвенных данных заставляет предположить их тесную связь с иранскими народами.

Официальная наука, на сегодняшний момент, очень осторожна в формулировках, особенно если дело касается следов материальной культуры. Она не идентифицирует их как буртасские, сводя всё в область дискуссий и дебатов. Но вопрос остаётся открытым.

И это широкое поле деятельности не только для лингвистики, археологии и этнографии, но и ряда других современных и перспективных направлений науки.

Источник: https://FB.ru/article/354589/ischeznuvshiy-narod---burtasyi

Теории происхождения буртасов

Называются три основных версии происхождения народа. Все они вызывают множество споров в научной среде и являются чисто гипотетическими, однако необходимо их озвучить:

  • Алано–асская. В пользу этой теории говорят факты трупосожжения и погребальные обряды, аналогичные с обрядами имевшиеся у сармато-алан.
  • Тюркская. Здесь утверждается родство с волжскими булгарами.
  • Финно-угорская. Согласно этой концепции исчезнувший народ буртасов стал предками мишарей и мордвы. Он оставили после себя памятники городецкой археологической культуры.

Чем занимались буртасы?

Согласно источникам восточных географов, основными занятиями у них было земледелие, оседлое животноводство и особенно подчёркивается бортничество. Среди животных на первом месте стоят свиньи.

Имеются огромные стада крупного рогатого скота и овцы.

Занятие бортничеством, как одним их основных видов деятельности, наталкивает на мысль, что древний народ (буртасы) проживал либо в лесу, либо в лесостепной зоне.

Но особого упоминания удостаивается экспорт пушнины. Меха чёрной лисы очень дорого ценились как в европейских дворцах, так и на Востоке. Они приносили купцу тысячу процентов чистой прибыли.

Из всех эти сведений можно сделать определённые выводы. Буртасы не были жителями степи. Их занятия подходят для оседлого образа жизни (земледелие, бортничество).

В не меньшей степени их интересовали и промыслы пушнины (лисы, бобры и т. д.). Отдельные острова лесостепи находятся у левых притоках Дона, в долинах таких рек, как Медведица и Бузулук.

Эти лесостепные островки не только богаты различным зверем, но имеют благодатную почву для занятия земледелием.

Необходимо сразу оговориться: краткие сведения о народе буртасов можно получить лишь по письменным источникам арабских географов и путешественников.

К сожалению, на данный момент не найдено предметов материальной культуры, которые можно было бы однозначно идентифицировать как принадлежащие этому легендарному и ныне исчезнувшему этносу.

Правда есть музей, посвящённый их истории, но о нём пойдёт речь ниже.

Царица исчезнувшего народа

В Пензенской области были найдены следы этнической группы. Есть две интересные деревни для энтузиастов и поклонников истории народа буртасов – это Сканово и Наровчат. При въезде в Сканово стоит памятник женщине-воину – Нарчатке.

Она не побоялась поднять свой народ и сразиться с оккупантами – монголами. Её брат Атямас проводил довольно успешные рейды по тылам монголов в 1242 году. По другим сведениям, был вероломно убит 9 апреля 1241 года.

Они были детьми мокшанского царя Пуреша, поэтому им выпало судьбой встать на защиту своего народа.

https://www.youtube.com/watch?v=YZ242iBU1iI

В письменных источниках не сохранилось упоминание о Нарчатке. Но на монетах мокшанских женщин, которые они используют для украшения своих головных уборов можно встретить её изображение.

О легендарной героине мордовского эпоса уважительно отзывался и хан Батый. Она отчаянно бросилась в бой с захватчиками, но силы были неравны, и Нарчатка со своим боевым конём бросилась в реку Мокша.

Героическая гибель сделала её легендой Мордовии.

Но в некоторых преданиях её имя связывают с буртасами. И кое-кто из российской научной среды готов с этим согласиться. Необходимо попытаться разобраться в этом вопросе.

Музей истории и культуры буртасов

Он располагается в селе Сканово Пензенской области возле знаменитого женского Троице-Скановского монастыря. Его экспозиции условно поделены на три периода: брахманский, золотоордынский и христианский.

Основу составляют находки из древнего могильника на Саранской горе. Это дротики, браслет бронзовый и фрагменты других украшений. Кроме этого, здесь находится народная одежда буртасов, вернее их потомков, и множество других интересных экспонатов.

Давать оценку сложно, но видно невооружённым взглядом, что этот музей призван передать не только атмосферу таинственности вокруг этого легендарного этноса, но и пробудить интерес к богатой культуре и истории России и её народа.

И такой вклад обычных, простых граждан вызывает уважение.

Строй древних народов края Буртасов

Но вот что действительно шокировало арабских писателей – обычаи и традиции этой этнической группы.

Начать нужно с того, что вырастая, женщины выходили из-под опеки отца и сами выбирали себе мужей, и никто не мог повлиять на их выбор. Второе интересное наблюдение – это их погребальные обряды.

С одной стороны присутствовали и мирно уживались две традиции: трупосожжение и захоронение в землю – это говорит об их веротерпимости.

«Главных» над буртусами не было. Они доверяли вершить суд и улаживать различные распри наиболее авторитетным и уважаемым старцам.

Если проводить параллели, то такое устройство было присуще кельтам (друиды) и индусам (брахманы). Одним словом власть принадлежала мудрецам, решениям которых доверяло всё общество.

То есть они полагались на мудрость и опыт, а воины занимались тем, что и должны делать: защищали слабых.

Мифологизация истории

Пенза плавно подходила к празднованию своего трехсотпятидесятилетия. К этой прекрасной и замечательной дате подготовились основательно не только администрация города, но и ряд историков, краеведов.

Была начата целая компания, с целью убедить жителей города в том, что они являются славными потомками буртасов, но она провалилась – видимо, жители этого прекрасного уголка России идейно «не созрели». Оно и понятно: слишком смелое заявление не только для историков, но и для людей, просто увлечённых историей своей Великой Родины.

Это не означает, что вопрос о буртасах однозначно закрыт. Нет. Просто необходимо больше данных и более серьёзный их анализ.

https://www.youtube.com/watch?v=7MBYuNJcSek

В Пензенской области достаточно открытий и мирового масштаба. Одно Золотарёвское городище чего стоит. Возможно, оно и прольёт свет знания по данной тематике. Время покажет.

Арса: где располагался таинственный город русов

Буртас

Кириллица

Официальная история говорит о том, что в Древней Руси было два центра — это Киев и Новгород, которые на Востоке называли Куяба и Славия.

Это название, скорее всего, связано со словенами, которые занимали новгородские и псковские земли.

Однако в арабских источниках упоминается еще и третий культурный и торговый центр русов — некий город Арса, который располагался где-то на пути «из варяг в арабы».

Что знали об Арсе арабы?

В X веке иранский географ Исхак аль-Истахри в своих трудах указывал, что у русов есть три центра — это Куяба, большой город, в котором сидит «царь» русов, который находится ближе всего к городу Булгару. Дальше всех от Ирана находится город русов Славия.

Но есть еще и третий центр русов — таинственная страна аль-Арсания с городом Арсой, в котором «сидит» еще один царь. Географ уточняет, что никто из иностранцев не достигал Арсы, так как русы убивают всякого, кто приходит на их земли, считая их шпионами.

Сами же они «спускаются по воде и торгуют оловом и черными соболями», но ни с кем не говорят о своих товарах и никого не приглашают в свою страну.

Географический трактат персидского автора «Границы мира с востока на запад» («Худуд аль-Алам мин аль-Машрик…») помещал все города русских на реку Аттил (то есть на Итиль — Волгу) и считал, что все поселения русов связаны водными артериями.

Он рассказывал о стране по которой проходит река Рус, протекающая мимо городов «Слаб» и «Куйафа», после чего река впадает в Аттил «в пределах печенегов». Путешественник из Багдада Касим ибн Хаукаль в «Книге дорог и стран» подтверждал, что русы везут из Арсы черных соболей, черно-бурых лисиц, олово и рабов, но убивают всех, кто пересекает границу их владений.

Неизвестно, насколько сведения о кровожадности жителей Арсы были правдивы. Историк Дарья Васильевна Смокотина в работе «Арса: место на карте» предполагает, что слухи о кровожадности северян распускали булгарские купцы, которые плотно «сидели» на Волге, прибрав к рукам торговые пути. Они не пускали северян на юг и запугивали южан, чтобы те не ездили на север. На эту черту булгар указывал еще один путешественник с Востока — Абу аль-Гарнати. Он писал, что торговлю на Волге булгарские купцы держат в своих руках, они не пускают на юг северян под предлогом того, что те «привозят» холода. Но где же расположен Арса?

От Балтики до Тьмутаркани

Оказывается, за последние 200 лет Арсу искали многие археологи и историки, ее помещали то на место Орши, то в Прибалтику, но поскольку наиболее точно о ней говорили именно гости с Востока, путешествующие по пути «из арабов в варяги», скорее всего, искать таинственный город русов следует севернее Булгарии.

Советский археолог Борис Александрович Рыбаков считал, что арабские путешественники под Славией подразумевали Переяславль, а под Арсой — стоящий на реке Рось город Родню, однако археологические данные говорят о том, что города эти были построены позже начала X века.

Славист Владимир Николаевич Топоров размещал Арсу на границу между Киевом и хазарами, считая, что название города произошло от имени бога солнца Хорса, почитавшегося на Востоке, а Арсу населяли хазары. Исследователь А.

М Карасик думал, что Арса находится в Тьмутарканской Руси, а название города произошло от угрского «ар» (ör), что значило «защищенный», либо от «арту», что означало — крепость. Советский историк Аполлон Григорьевич Кузьмин помещал Арсу в Подонье, а историк А. Ф.

Студенцов связывал город Арс с библейским Арсаретом — страной изгнанников, куда бежали ханаане. Ряд авторов располагал Арс между реками Волга и Ока, там, где сейчас располагается Золотое кольцо России.

В земле буртасов

Возможно, Арса находилась на землях племени буртас, которые жили бок о бок с булгарами в Среднем течении Волги. Буртасы имели свой город — Буртас, торговали мехами, и на Востоке черно-бурая лиса долгое время называлась буртасской лисой.

Буртасов знали, как воинственный народ, и булгары не раз вступали с ними в стычки, стремясь вытеснить их с торговых путей. Земля буртасов простиралась на протяжении 17 дней пути.

Однако никакими археологическими данными эти предположения не подтверждаются.

Под Ростовом?

Больше всего востоковедов выступают за то, что древний город русов Арса находился в верхнем течении реки Волги, и размещали его недалеко от Ростова, где в IX веке находился центр ремесел и торговли, известный археологам как Сарское городище.

Историк Дарья Смокотина указывает, что недалеко от Сарского городища был обнаружен клад, в котором нашли не только серебряные монеты, но и слитки из сплава свинца и олова — подобные слитки были ценным предметом торговли с Востоком и с Европой.

Эта находка говорит в пользу Сарска. О прошлом городища знают мало.

Предположительно, люди стали селиться здесь в VI веке нашей эры, и уже в VII веке город был включен в активную торговлю с Европой, что по времени совпадает с активацией русов на пути «из варяг в арабы», которую и зафиксировали восточные авторы.

Земля Вису?

Некоторые российские историки помещают Арсу на приток Волги — Каму, указывая, что древние арабы считали Каму истоком Волги и верили, что Итиль начинается на Урале.

Ученые предполагают, что речь в арабских книгах идет не о русах, которые затесались туда по ошибке, а о стране Вису, которая находилась севернее булгар, и которую называли страной мрака. Путь из Булгара до страны вис занимал 20 дней, а народ там жил дикий и недружелюбный.

Они привозили товары к булгарам, перевозя товары на санях, запряженных собаками, а летом путешествуя по рекам.

Обращаясь к восточной литературе, историки указывают на то, что Арса явно находился не на проходных торговых путях, а в стороне от них, в некоем «тупике», куда редко сворачивали путники, и где жители Арсы вместе со своим «царем» могли охранять свои земли, не допуская на нее чужаков. Что же касается торговли оловом, то жители Арсы могли не добывать металлы, а просто быть посредниками, перепродавая металлы из Скандинавии, куда могли ходить по Северной Двине, Оби и Печоре.

дня. Невероятные случаи спасения людей дикими животными

Источник: https://weekend.rambler.ru/places/41431818-arsa-gde-raspolagalsya-tainstvennyy-gorod-rusov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть