Битюг

Битюг, река. Местоположение, флора и фауна

Битюг

Битюг – российская река, являющаяся левым притоком реки Дон. Протекает по территориям Воронежской, Тамбовской и Липецкой областей. По берегам ее расположены крупные населенные пункты Тамбовской, Воронежской областей, город Нижний Кисляй.

Битюг, река Окско-Донской равнины: описание

Длина реки составляет 379 километров, площадь бассейна – 8840 км². Протекает по Окско-Донской равнине, которая местами заболочена.

Высокий правый берег покрыт лиственными лесами, а левый низкий представляет собой распаханную степь. Основное питание русла происходит от таяния снегов.

Лед на реке держится с середины декабря и почти до апреля. В среднем в год расход воды составляет 18,2 м³/сек.

На реке и его притоках расположены следующие населенные пункты: Новопокровка, Бобров, Мордово, Анна, Эртиль и другие.

Река эта очень популярна у воронежских любителей рыбалки и водного туризма.

Река Битюг: фото пейзажей

Отдельные ее участки представляют собой гидрологические и природные достопримечательности. Еще в 1998 году территория реки в районе с. Талицкий Чамлык Липецкой области выделен как ландшафтный памятник «Верховья реки Битюг».

Второй участок ландшафтного памятника расположен ниже посёлка Анна. А левее от него в Битюг впадает река Курлак, долина которой имеет ширину 3000 метров. Её склоны полностью покрыты дубравами.

Река Битюг имеет много притоков: левые – Курлак, Чигла, Тишанка, Эртиль, Мордовка, Мечеть, Рыбий Яр, Кисляй и др., правые – Пласкуша, Плота, Малейка, Анна, Чамлык, Мосоловка, Тойда.

Экология района

В бассейне реки Битюг много довольно старых заводов по производству сахара. Зачастую здесь были аварийные выбросы сточных веществ, которые загрязняли реку. Особенно отличились в этом Новопокровский, Эртильский и Нижнекисляйский заводы по производству сахара Воронежской области.

Итогом подобных катаклизмов является снижение содержания в воде растворенного кислорода, в итоге исчезают индикаторы воды – раки, гибнет рыба.

Пейзажи, фауна и флора

Битюг-река облюбована воронежскими любителями рыбной ловли и туризма благодаря своим сказочным красотам и обилию разнообразной рыбы. Водятся в ее водах различные виды: щука, линь, язь, краснопёрка, лещ, плотва, налим, ёрш, окунь, голавль, карась. Реже встречаются судак и сом.

Флора здесь представлена лесами дубовыми, зарослями тростника, редкими на данной широте сосновыми борами. Многочисленные песчаные пляжи, просторные плёсы и обширные заводи, узкие и быстрые протоки – всё это обозревается при путешествии по воде. Схема реки Битюг представляет собой очень извилистую линию, особенно около чиглинской зоны.

Битюг – река, имеющая довольно любопытную историю.

В далеком 1450 году на берегах реки Битюг войска московского князя Василия II разгромили татар, пришедших из орды Кичи-Мухаммеда.

Заселяться окрестности начали в 1613 году, во времена правления молодого царя Михаила Романова. Тогда возникла острая необходимость разными способами пополнить казну государства, разорённую в «смутные» времена.

А один из способов осуществления данного мероприятия заключался в сдаче от государственного имени «на откуп» обширных незаселённых территорий на южных территориях страны.

С тех пор много что происходило в этих местах.

В апреле 1699 года царь Пётр I подписал личный указ, согласно которому людей русских и черкас, которые поселились у реки Битюг, следовало сослать на места их прежнего проживания, а все строенья сжечь и больше не разрешать им селиться здесь. Согласно этому указу туда послали карательный отряд.

В архивах сохранились записи тех времен о том, что приказ был выполнен и жители этих мест сосланы, а их жилища сожжены (1515 дворов).

После этого Петр I издал новый указ и на Битюг переселили дворцовых крестьян из северных и центральных российских уездов (Пошехонского, Ярославского, Костромского, Ростовского и др.). Это было в 1701 году.

Переселения привели к гибели тысяч людей, не выдержавших трудностей дальнего и тяжелого пути, не приспособленных к необычным климатическим условиям.

Особенности природы берегов

Битюг – река, имеющая долину от 3000 до 7000 метров в среднем, и даже более 10 км в нижнем течении. В пойме ее изобилие озер. Река очень извилиста на всем протяжении, с многочисленными староречьями. Иногда она разделяется на два, а порой и более – до семи русел.

Еще одна особенность Битюга – русло имеет озеровидные расширения длиной до 5 км, а ширина их от 40 до 80 м. Глубины достигают 8 м.

В верховьях реки берега безлесные, в середине (от поселка Анна) на берегах произрастает лиственный лес, благодаря чему долина приобретает очень живописный красочный вид.

Чуть ниже притока Чиглы уже на правом берегу начинается самый южный естественный российский сосновый лес – Хреновский бор.

Битюг-река – одна из самых привлекательных рек Подстепья российской средней полосы. Обширные дубовые леса, редкие для этих широт сосновые боры, тростниковые заросли, золотистые песчаные пляжи, узкие протоки и многое другое привлекают туристов к этим изумительным и прекрасным местам.

Источник: https://FB.ru/article/190360/bityug-reka-mestopolojenie-flora-i-fauna

Лошадь породы Битюг.История и характеристика породы

Битюг

Битюг — тяжелоупряжная порода лошадей, выведенная специально для сельскохозяйственных и гужевых потребностей. На сегодняшнее время такая порода не существует.

Как самостоятельная порода битюги известны уже в середине 18 века. Встречается несколько версий происхождения породы.

То ли сам Пётр I прислал жеребцов голландских и датских пород для скрещивания с местными тяжеловозами, то ли крестьяне Воронежской губернии озаботились выведением особо крупной и выносливой породы, то ли сам граф Орлов в своём Хреновском конном заводе развлекался выведением не только рысаков, но и тяжелой и грубой лошади.

В пользу последней версии говорит рысистая основа и так называемая орловская стать некоторых знаменитых представителей этой породы. Скорее всего истина будет где-то посередине и окончательное становление породы проходило действительно в три этапа — от Петровской инициативы через промежуточные скрещивания к Орловскому финальному штриху.

Характеристики породы

Битюги были лошадьми среднего роста 150-158 см в холке (впрочем, отдельные исключительные представители этой породы достигали высоты 178 см в холке), с развитой крепкой спиной, длинным телом и оброслыми ногами.

В литературе встречается такое описание: «голова умеренной величины, полугорбоносая, с большими глазами, шея мясистая и короткая, грива и хвост длинные, густые..

» Отличительной особенностью породы можно назвать настильный шаг и быстроту хода, позволяющую совершать длительные переходы по степным дорогам с тяжелым грузом. Считалось, что нормой для битюга являлись переходы в 80 вёрст (это 84, 8 км) с грузом около 800 кг.

В сохранившихся до наших дней описаниях работы битюгов указывались рекорды грузоподъёмности — это 230 пудов, то есть 3749 кг. Без малого 4 тонны!

Спокойный нрав, неприхотливость и выносливость этих лошадей довольно быстро завоевали популярность породы как среди сельскохозяйственных работников, так и среди возчиков. Практически весь промышленный извоз тех времён осуществлялся именно битюгами.
Масть лошадей была преимущественно бурая и мышастая.

Однако встречались и представители с иным окрасом. Есть данные, что московский полицмейстер Огарев, сам страстный лошадник, лично занимался подбором битюгов для городских пожарных команд. Причём для каждого района подбирались лошади одинаковой стати и масти. Как писал незабвенный «дядя Гиляй» (ВладимирГиляровский): — «..

каждая часть имела свою «рубашку», и москвичи издали узнавали, какая команда мчится на пожар».

Кстати говоря, именно эти воспоминания отлично характеризуют тягловые качества битюгов. Достаточно лишь подсчитать, какой вес имела средняя пожарная повозка тех времён, с командой, бочкой с водой, насосом и прочими приспособлениями. Не меньше 2 тонн. И такой вес нужно было не просто тянуть, а именно что «мчать как на пожар». Впечатляет!

Причины сокращения и исчезновения породы

С середины 19 века в попытках вывести ещё более крупную и тяжеловозную породу битюга начали скрещивать с английскими тяжеловозами, а впоследствии и с рысаками.

Однако ожидаемых улучшений породы не произошло — на фоне изменения экстерьера значительно снизилась выносливость и неприхотливость породы.

Всё это совпало по времени с массовой распашкой лугов и ухудшением кормовой базы, что, в свою очередь привело к значительному уменьшению популяции этой породы. Политические и экономические потрясения начала 20 века практически полностью уничтожили поголовье битюгов.

В надежде восстановить популяцию этой, безусловно, необходимой для сельского хозяйства лошади в 1922 году в Воронежской области начала работать специальная комиссия по организации рассадника племенных битюгов. Однако вспыхнувшая в 1925 году эпидемия сапа на корню оборвала работы по восстановлению породы. Чистокровные битюги исчезли полностью.

Воронежская упряжная лошадь как подражатель битюгу

Потребность в крепкой и выносливой лошади оставалась по прежнему высокой. Взяв за основу рабочие качества битюга, рысака и тяжеловоза в первой половине 20 века была выведена новая порода, получившая название Воронежская упряжная лошадь. Представляет собой промежуточный вариант между легкоупряжной и тяжелоупряжной лошадью.

Впервые лошадь этой породы была показана на выставке в 1939 году. Обладая выносливостью и неприхотливостью битюга новая порода получила массовое признание и распространение среди сельскохозяйственных работников. После Великой Отечественной поголовье лошадей значительно сократилось, но полностью не исчезло.

Работы по восстановлению и улучшению этой породы были продолжены, что позволило сохранить основные характеристики этих лошадей и до наших времён.

Источник: https://moiloshadki.ru/loshad-porody-bityug/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть